|
|
N°192, 17 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвые души подрядчиков
В деле о строительстве МКАД растратчиков заменили на мошенников
Уже подзабытое скандальное расследование о хищениях при возведении Московской кольцевой автодороги, одного из главных детищ Юрия Лужкова, «освежил» вчера Следственный комитет (СК) при МВД РФ. До этой недели единственным обвиняемым по делу проходил руководитель СУ-802 Олег Хоменко. В среду же обвинения в мошенничестве с деньгами, предназначавшимися для МКАД, были предъявлены главам еще двух структур, участвовавших в проекте, -- гендиректору ООО «Фобос» Сергею Поповичу и главе социально-бытового центра (СБЦ) «Реутово» Михаилу Карасеву.
Скандал вокруг «кольца» разгорелся в 1999 году, когда СК возбудил уголовное дело о хищениях на МКАД. Как посчитали милиционеры, сотни миллиардов рублей (здесь и далее имеются в виду неденоминированные рубли) потрачены не на трассу, а откровенно разворованы и ушли в загранбанки, в том числе BONY. Согласно данным СК, схема перечисления денег на возведение МКАД изначально была сомнительной. Московское правительство переводило средства ООО «Организатор», выступавшему генеральным заказчиком, потом они отправлялись к генподрядчику -- корпорации «Трансстрой», а уже оттуда шли непосредственно строительным организациям (подрядчикам). Зачем в этой цепочке была нужна частная структура «Организатор», сыщики понять до сих пор не могут. Возможно, ясность внесет уголовное дело, которое на днях было выделено из общего расследования о хищениях на МКАД в отдельное производство, посвященное работе как раз «Организатора» и «Трансстроя».
Одним из основных подрядчиков, привлеченных корпорацией «Трансстрой», стало строительное управление №802 во главе с Олегом Хоменко. По версии следователей, руководство СУ, получив первые деньги на возведение трассы, создало фирмы-однодневки, зарегистрированные на ворованные или поддельные паспорта, -- «Дормехстрой», СМУ-57, ПМК-16, «Монтажэнерго», «Автолада». С ними начали заключать откровенно липовые договоры на проведение работ. Например, траншеи, как установило следствие, рыли рабочие из стран СНГ, хотя по бумагам значилось, что работы там вели с помощью дорогих экскаваторов. Материалы использовались, по данным экспертизы, отвратного качества, но согласно документам они были первого сорта, и т.д. В результате таких приписок, по версии СК, пять фирм-однодневок «заработали» 103 млрд рублей, ушедших на загрансчета.
Позже глава СУ-802, как выяснили следователи, стал использовать более сложные схемы хищений, с привлечением своих родственников и знакомых. Для этого были организованы СБЦ «Реутово» во главе с Михаилом Карасевым (зятем г-на Хоменко) и ООО «Фобос», руководить которым стал прораб СУ-802 Сергей Попович. Именно эти фирмы в дальнейшем стали получать субподряды от СУ-802 и, как считают следователи, продолжили воровство с использованием приписок, завышением цен и т.д.
Согласно последним ревизиям, СБЦ «Реутово», получивший от СУ 100 млрд рублей, вел дела исключительно через липовые структуры и даже этого не скрывал. Были выявлены факты, когда вначале в бумагах указывалось, что деньги за работу уже перечислены определенной фирме, а только потом, задним числом, сама эта фирма регистрировалась на утерянные паспорта. Также СБЦ занимался поставкой материалов для возведения трассы. Согласно проекту СУ-802 должно было использовать калиброванный песок, пропускающий два метра воды в сутки. По бумагам, именно он и был приобретен СУ-802 у «Реутово». Однако, как считают в СК, на самом деле в дорогу был засыпан самый обычный дешевый песок. ООО «Фобос» же получило от СУ-802 250 млрд рублей, которые, по мнению следователей, при помощи липовых контрактов ушли на счета еще 26 фирм, зарегистрированных на утерянные паспорта.
Выручка от этих сделок, как утверждают милиционеры, оседала за границей, в том числе в BONY, и только на одном швейцарском счете Олега Хоменко было обнаружено 700 тыс. долларов. А результаты такой работы СУ-802 и его субподрядчиков, согласно экспертизам, уже известны -- трасса получилась в некоторых местах на 20 см уже проектного плана, а ее качество оставляет желать лучшего, и сейчас МКАД приходится часто латать. Столичная мэрия реагировала на такие обвинения очень болезненно и утверждала, что дорога, согласно оценке ее экспертов, нормальная, а похитить 350 млрд рублей вообще было невозможно, поскольку это почти весь годовой бюджет столицы. Правда, при этом чиновники забывали, что речь идет о неденоминированных рублях.
До последнего времени обвиняемым в деле был только лишь Олег Хоменко, которому инкриминировалась растрата (ст. 160 УК РФ). Теперь ему предъявили обвинение уже по мошенничеству (ст. 159). Эту же статью следователи вменили Михаилу Карасеву и Сергею Поповичу, до среды выступавшим в истории со строительством МКАД лишь свидетелями. Уже через несколько недель в СК планируют закончить расследование в отношении этих трех фигурантов. Что касается общего расследования о хищениях при строительстве МКАД, то оно продлится скорей всего еще долго. До сих пор сотрудники МВД продолжают выемки в возводивших трассу структурах, мэрии, ряде банков и т.д.
Александр ШВАРЕВ