Накануне завершения
Всероссийской переписи населения руководители Минздрава обнародовали свои прогнозы по численности новорожденных в стране. Выглядят они на первый взгляд довольно оптимистично, о чем и заявила на заседании коллегии главного медицинского ведомства замминистра Ольга Шарапова. Вот уже третий год подряд медики фиксируют увеличение рождаемости, и в 2001-м на каждую тысячу человек приходилось не менее девяти младенцев. Правда, суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране все равно не дотягивает до необходимого для простого воспроизводства (1,2 вместо желаемых 2,15), но медики считают и такие показатели обнадеживающими -- особенно после стольких лет демографического «провала». По словам г-жи Шараповой, сократилось и число нежелательных беременностей: в прошлом году в России было сделано на 200 тысяч абортов меньше, чем в 1999-м. Как и следовало ожидать, наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в обеспеченных столичных городах. По данным главного акушера-гинеколога комитета здравоохранения Москвы Юрия Блошанского, за последнее время количество абортов в столице сократилось в четыре раза и не превышает 50 тысяч в год.
Однако если увеличение рождаемости связано не столько с достижениями службы охраны материнства и детства, сколько с некоторой стабилизацией экономической ситуации, то ответственность за слишком высокий уровень бесплодных пар Минздрав все же вынужден взять на себя. Сегодня, по самым оптимистичным оценкам, в России до 15% семей не могут завести ребенка «по медицинским показателям». Хотя эксперты утверждают, что значительную часть заболеваний, приводящих к бесплодию, уже можно излечить. Однако затраты только на медикаменты и расходные материалы исчисляются тысячами долларов. Кроме того, вот уже несколько лет ведущие акушеры-гинекологи страны добиваются включения в перечень дорогостоящих операций, оплачиваемых из госбюджета, операции экстракорпорального оплодотворения. Высокая стоимость делает этот довольно эффективный метод зачатия в пробирке недоступным для большинства жителей провинции. Да и освоили его не везде. По словам главного акушера-гинеколога Минздрава Владимира Кулакова, в России действует всего 25 центров репродукции и планирования семьи, где могли бы использоваться самые современные методы лечения бесплодия. Причем академик Кулаков утверждает, что не все оправдывают даже свое название. В частности, по его словам, проблемами рождаемости не занимаются в скандально известном Республиканском центре репродукции человека и планирования семьи, где в свое время проводились первые в стране операции по смене пола.
Впрочем, конфликт между Минздравом и генеральным директором этого центра Андреем Акопяном становится слишком заметным. Г-н Акопян, получивший в сентябре предписание о закрытии от службы санэпиднадзора, обвиняет чиновников министерства в том, что те таким образом пытаются захватить помещения, принадлежащие одной из первых хозрасчетных клиник страны. При этом заместитель главного санитарного врача Москвы Александр Иваненко утверждает, что центр репродукции стал единственным из ста с лишним столичных медучреждений, деятельность которых была проверена и приостановлена СЭС, кто вместо устранения недостатков стал искать в действиях коллег политический подтекст. Замминистра здравоохранения Ольга Шарапова настаивает всего лишь на том, чтобы центр скорректировал свое название, поскольку считает, что при нынешнем состоянии клиники «в полном объеме заниматься репродукцией человека нельзя». К тому же, как сообщили в министерстве корреспонденту газеты «Время новостей», Минздрав намерен выделить 50 млн руб. на реконструкцию и обновление также получившего предписание СЭС Госмедцентра №1, операционные и помещения которого арендует центр Андрея Акопяна.
Но в любом случае ведущие акушеры-гинекологи считают, что кардинально ситуация с рождаемостью в стране из-за одной клиники не изменится. По подсчетам Владимира Кулакова, России требуется не менее 100 полноценно действующих центров репродукции.