|
|
N°191, 16 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Думай, Грегор, думай
Немецкий социалист изменяет партии своей мечты
Разброд и шатания в среде восточногерманских левых социалистов достигли небывалого размаха. Главным среди шатающихся стал духовный отец Партии демократического социализма (ПДС) Грегор Гизи. Как стало известно вчера, он всерьез задумал покинуть ряды партии. Правда, он еще «в фазе раздумий, размышлений». Ошарашенные таким неожиданным поворотом товарищи по партии встретятся сегодня в Берлине с Гизи, чтобы попытаться уговорить главного немецкого социалиста не бросать партию на непростом этапе ее исторического пути.
Впервые Грегор Гизи закапризничал еще летом, когда в Германии полным ходом шла предвыборная кампания. Незадолго до этого угодив в кресло сенатора по вопросам экономики правительства Берлина, он спустя всего несколько недель пребывания на этом посту неожиданно для всех покинул его. И попутно дал понять, что ни государственными, ни партийными гешефтами он заниматься больше не собирается. К выборам Партия демократического социализма, которую официально возглавляла политически бесцветная и к тому же достаточно ортодоксальная дама -- социалистка по имени Габи Циммер, пришла, по сути, обескровленной. Да еще и социал-демократы во главе с канцлером Шредером (хотя они навсегда и лишились «друга» в лице глубоко обиженного ими Джорджа Буша) увлекли за собой своей антивоенной и антиамериканской риторикой существенную часть традиционного социалистического электората.
Все это неизбежно отразилось на итогах прошедших в сентябре парламентских выборов: партия не смогла преодолеть необходимую пятипроцентную планку и не вошла в новый бундестаг отдельной фракцией. На традиционный в подобных ситуациях вопрос: «Что делать?» -- должен был ответить съезд партии, который прошел в минувшие выходные в тюрингском городе Гера. До последнего момента у сторонников реформаторского «нового начала» в ПДС еще теплилась надежда на перемены. Однако победителем снова оказалась Габи Циммер. Она намерена и дальше профилировать ПДС в качестве «обычной» оппозиционной партии, ставящей перед собой цель завоевания власти парламентским путем. Что для самой партии многие считают чистым самоубийством.
Размышления Гизи о выходе из ПДС, несомненно, вызваны исторической безысходностью, в которой эта партия оказалась. Он, в прошлом скромный восточноберлинский адвокат, после падения ГДР взвалил на себя ношу реформирования хонеккеровской СЕПГ, став в декабре 1989 года ее последним шефом. Он мечтал о трансформировании СЕПГ в современную социалистическую партию. В январе 1990 года Гизи стал первым председателем ПДС. Но на съезде партии в 2000 году в Мюнстере прагматик и реформатор Гизи впервые столкнулся с открытым сопротивлением партийных «фундаменталистов». Спустя полгода он покинул бундестаг, в котором возглавлял партийную фракцию. Попытку возвращения в лоно демократического социализма Гизи предпринял весной 2001 года. На внеочередных выборах в правительство Берлина он привел партию к сенсационному результату: за ПДС и ее главного кандидата было отдано 22,6% голосов столичных избирателей.
Если Гизи на самом деле покинет партию, то уйдет в небытие еще одна попытка изменить «лицо» социализма, придать ему демократические черты. Впрочем, и «беспартийный» Гизи скорее всего останется самим собой. На востоке Германии его называют «адвокатом всех осси».
Юрий ШПАКОВ, Берлин