|
|
N°191, 16 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истец из подполья
Герой скандала вокруг Восточной нефтяной компании требует его больше не искать
Новое продолжение получила на днях давняя скандальная эпопея вокруг Восточной нефтяной компании (ВНК). В свое время РФФИ и МВД утверждали, что госпакет акций ВНК (36,8 %) не может быть выставлен на торги, поскольку владелец остальных акций -- компания ЮКОС вывела из ВНК основные активы и пытается скупить оставшиеся ценные бумаги по дешевке. Прошедшей весной ЮКОС заявил, будто все вернул обратно и в результате приобрел госпакет по приемлемой для государства цене -- за 225 млн долларов. Однако на представителей правоохранительных органов это заявление впечатления не произвело. Они до сих пор настаивают, что факт вывода активов из ВНК был и операцию осуществлял член совета директоров ВНК и управляющий делами «дочки» ЮКОСа -- компании ЮКОС-ЭП Рамиль Бурганов.
Бизнесмен был объявлен в международный розыск, и долго ничего о нем не было слышно. Но на прошлой неделе адвокаты Рамиля Бурганова обратились в Бабушкинский суд Москвы с требованием признать незаконными все обвинения, выдвинутые следствием против их подзащитного. Главный довод адвокатов -- активы ВНК уже возвращены компании и поэтому больше нельзя предъявлять претензии к предпринимателю. В МВД считают, что если суд станет на сторону г-на Бурганова, будет создан неприятный прецедент, когда еще до судебного решения по сути уголовного дела человека оправдывают и фактически освобождают от ответственности.
Делом ВНК уже несколько лет занимается Следственное управление (СУ) МВД РФ по Центральному федеральному округу. По версии его сотрудников, история вокруг ВНК развивалась следующим образом. В уставный капитал компании, которая была образована в 1994 году, государство внесло акции ряда предприятий, в том числе «Томскнефти». Спустя три года часть акций ВНК была выставлена на торги. Самый крупный пакет (54%) приобрел ЮКОС, а 36,8 % акций остались у государства. ЮКОС поручил управлять своими ценными бумагами ЗАО «Роспром», которым руководил Василий Шахновский. А тот, в свою очередь, выдал доверенность на подписание договоров от имени ВНК Рамилю Бурганову. Как считают в СУ, г-н Бурганов без положенного на то по закону решения совета директоров и собрания акционеров ВНК начал сбывать акции ее «дочек» офшорным структурам. В частности, ценные бумаги «Томскнефти» и еще пяти составляющих ВНК достались трем фирмам -- «Фостер» (Кипр), «Идеал» (Белиз), «Энсинг» (Багамские острова). Взамен ВНК получила акции некоего загадочного ЗАО «Фрегат». Впрочем, в ЮКОСе нашли этому объяснение. Якобы недобросовестные кредиторы ВНК, в частности офшорная фирма «Биркенхольц», захотели необоснованно получить с компании несколько десятков миллионов долларов и попытались наложить арест на акции самых прибыльных «дочек» ВНК. И именно для спасения активов компании они и были временно выведены в офшоры.
Но все-таки Следственное управление несколько лет назад возбудило по факту вывода активов уголовное дело и предъявило обвинения г-ну Бурганову по ст. 160 УК РФ (растрата). Правда, сделано это было заочно, поскольку бизнесмен уже уехал за границу. События эти происходили параллельно с подготовкой продажи государством своего пакета акций ВНК (36,8%). На него претендовали ЮКОС и Тюменская нефтяная компания (ТНК). Причем последняя предложила гораздо большую сумму, чем конкурент, но с условием -- в ВНК вернутся все ее активы. (Тогда же у ТНК был серьезный конфликт с ЮКОСом из-за другого предприятия -- «Роспан». И именно с этой борьбой многие связывали притязания ТНК в отношении ВНК.) РФФИ несколько раз откладывал аукцион, также требуя, чтобы акции основных «дочек» были возвращены в ВНК. В результате ЮКОС объявил, что выполнил все требования (одновременно решив свои проблемы с ТНК по поводу «Роспана»), и получил наконец госпакет акций.
Рамиль Бурганов, выждав время, решил обратиться в суд. Он настаивает на том, что предъявленные ему обвинения незаконны, поскольку активы возвращены в ВНК, что якобы и подтвердил последний аукцион. Однако в СУ притязания предпринимателя считают несерьезными. Во-первых, следователи, несмотря на многочисленные запросы, пока так и не получили от ЮКОСа документального подтверждения возврата активов ВНК. Кроме того, даже если это и так, то такое положение может только смягчить вину г-на Бурганова, но никак не может служить основой для оправдания. К сожалению, сам факт вывода акций все же был.
Александр ШВАРЕВ