|
|
N°191, 16 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» хочет быть ТНК
Концерн активизирует международную деятельность
Крупнейшая в мире газовая компания намерена стать настоящей транснациональной корпорацией (ТНК). В текущем году «Газпром» стал участником проекта по строительству газопровода Запад--Восток в Китае, предлагает Индии строить «Голубой поток-2» по дну Аравийского моря, присматривается к разработке месторождений во Вьетнаме и Северной Африке. Теперь концерн проявил интерес к проектам в Саудовской Аравии, которая занимает 4-е место в мире по запасам газа (6,22 трлн кубометров). Как стало известно газете «Время новостей», на вчерашних переговорах с делегацией этого государства в Москве министр энергетики Игорь Юсуфов предложил рассмотреть вопрос о включении «Газпрома» в международный консорциум, который будет разрабатывать три гигантских газовых месторождения в Саудовской Аравии. Правда, в самом концерне говорить о конкретных вариантах сотрудничества отказались. По словам представителя «Газпрома», никаких переговоров пока не было, сейчас эксперты компании пытаются понять, будет ли это выгодно.
Очевидных экономических дивидендов пока не густо. Хотя Саудовская Аравия и обладает внушительными запасами газа, всерьез его добычей там сейчас не занимаются. В 1998 году для этого были приглашены крупнейшие западные компании. Объединившиеся в консорциум ExxonMobil, Royal Dutch/Shell, BP, Philips, Shell, TotalFinaElf и Conoco должны были начать разработку трех месторождений (одно находится на берегу Красного моря на северо-западе страны и два -- в пустыне Руб-эль-Хали). Участников могло быть и больше, но предложения итальянской ENI и американской Chevron саудовцы не приняли. Общая стоимость проектов оценивалась в 25 млрд долл., а основные соглашения стороны собирались подписать еще осенью прошлого года. Однако жесткая позиция хозяев месторождений поставила крест на этих планах. Как известно, в королевстве законодательство предусматривает только одну форму пользования недрами -- концессию (извлекаемые ресурсы являются собственностью государства, а компании-недропользователи получают возмещение затрат плюс норму прибыли в пределах 20%). Участники консорциума же настаивали на разделе продукции. По данным газеты «Время новостей», в августе они получили от саудовских властей письмо с новыми предложениями и должны к концу октября подготовить ответ.
Аналитики инвестиционных компаний не видят особых экономических оснований для участия «Газпрома» в саудовских газовых проектах. «Любые зарубежные проекты, требующие масштабных вложений, рынок не воспримет позитивно», -- считает эксперт UFG Павел Кушнир. Тем более в Саудовской Аравии, где не просматриваются даже серьезные маркетинговые интересы, в отличие от того же Китая (обязательства по инвестированию в строительство газопровода 900 млн долл. хоть как-то оправданы планами получить выход на азиатский рынок потребителей газа). С ним согласен аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров: «Сейчас на Ближнем Востоке очень мало конкретики и с избытком политики. Гораздо важнее найти деньги на разработку шельфовых проектов в Баренцевом море и освоение Ямала». Кроме того, у «Газпрома» уже есть аналогичный проект в Иране, где он на условиях концессии участвует в крупном проекте «Южный Парс». «Концерн вложил в него сотни миллионов долларов, а что получил, неясно», -- говорит аналитик.
Тем не менее близкий к «Газпрому» эксперт считает, что участие в подобных проектах имеет для компании по крайней мере четыре основания. Во-первых, полагает он, у концерна есть незадействованные ресурсы (прежде всего кадровые) по разведке, строительству и техническому обустройству газовых месторождений. Участие в крупных проектах за рубежом повысит кадровый потенциал «Газпрома» и даст возможность специалистам заработать. Во-вторых, сейчас кредитный рейтинг концерна и других российских сырьевиков ограничивается показателями России. «Выход на зарубежные рынки -- это шанс для «Газпрома» стать транснациональной корпорацией не на словах, а на деле и получать от этого дивиденды», -- говорит эксперт. В-третьих, Ближний Восток теоретически интересен российской газовой компании с геополитической точки зрения -- газ, добываемый там, начинает оказывать все большее давление на европейский рынок. Но в интересах «Газпрома», считает он, добиться того, чтобы этот газ экспортировался не в Европу, а, к примеру, в Индию или Северную Америку. И наконец, в-четвертых, для «Газпрома» важен опыт участия в проектах, которые предполагают транспортировать сжиженный газ. До последнего времени приоритетным считался трубопроводный вариант, однако в разработке месторождений Ямала и шельфовых проектов на севере страны предполагается использовать технологию сжижения. «А бескорыстно делиться опытом с нами никто не собирается», -- утверждает эксперт.
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ