|
|
N°190, 15 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покупки из бюджета
МЭРТ намерено упорядочить рынок госзакупок
В ноябре Минэкономразвития внесет в правительство новый вариант закона «О государственных закупках», регламентирующих правила покупки товаров и услуг для государственных нужд. Как заявил вчера на «круглом столе» в МЭРТ замминистра экономического развития Андрей Шаронов, министерство «намерено проводить линию на воспитание государственных заказчиков, чтобы не было такого беспредела, как сейчас».
Проект МЭРТ уже вносился в правительство, но был отправлен на доработку из-за претензий юридического характера. Теперь в МЭРТ считают, что эти претензии устранены.
В отличие от действующего закона новый вариант более детально определяет правила проведения открытых конкурсов, ограничивает основания для закупки у единственного источника. Кроме того, в нем предусмотрено внесудебное разрешение споров. Новый закон уравнивает зарубежных поставщиков с отечественными (это одно из условий вступления России в ВТО). Закон регулирует не только закупки, осуществляемые федеральными властями, но и те, что производят региональные власти.
На госзакупки только на федеральном уровне в этом году будет потрачено 624,4 млрд руб. бюджетных денег, а в будущем году потратят уже 816,1 млрд руб. Хотя, по данным МЭРТ, количество закупок на открытых конкурсах неуклонно растет (в этом году 72% от стоимости контрактов), без «беспредела» не обходится. Все поставщики, участвовавшие в «круглом столе», как выяснилось, сталкивались с недобросовестным проведением конкурсов. В основном нарушения связаны с сокрытием информации о проведении конкурса, чрезмерными квалификационными требованиями (зачастую госзаказчики так их формулируют, что соответствовать им заведомо может лишь один конкретный поставщик), а также оценкой поставщиков не по заявленным критериям. Ведомства зачастую вообще не хотят проводить конкурсы и всеми способами пытаются получить разрешение на закупку у единственного источника.
Проблема, по словам г-на Шаронова, в том, что МЭРТ зачастую не знает не только о фактах нарушения, но и о том, что конкурс вообще проводился. Поэтому самим поставщикам надо занимать более активную позицию, обращаться в суды или с жалобами в МЭРТ, если они считают, что их права были нарушены. Судебная практика, правда, крайне скудна. Одним из немногих громких дел было признание судом недействительными результатов конкурса, проводимого Госкомстатом на поставку технических средств для переписи. Однако реально это ничего не изменило. Из четырех компаний, участвовавших в конкурсе, только одна (победитель) выполнила его условия. Ввиду отсутствия конкуренции суд отменил результаты конкурса. Однако конкурентов так и не появилось, и в итоге МЭРТ разрешило Госкомстату покупать оборудование у выигравшей компании как у единственного источника.
В целом для нашего рынка госзакупок характерно, что зачастую ни участники, ни организаторы толком не понимают, как на нем работать.
Вадим Лазутин, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию системы конкурсных закупок, рассказал газете «Время новостей» о возможных мерах по изменению ситуации с госзакупками:
-- Ситуацию можно улучшить уже сейчас, не дожидаясь изменений в законодательстве. Но для этого необходима более активная позиция всех участников процесса -- МЭРТ, госзаказчиков и поставщиков. Ведь основная проблема -- в отсутствии ясных и понятных механизмов проведения конкурсов и контроля за ними, отчего страдают все.
Все участники должны получить равный доступ. Мы считаем, что необходимо наладить процедуру мониторинга конкурсов. МЭРТ как контролирующий орган должно получать информацию обо всех производимых госзакупках. Крайне полезным будет открытое обсуждение условий конкурса с участием госзаказчика, представителей МЭРТ и потенциальных поставщиков. Также мы считаем, что необходимо упростить процедуру обжалования результатов конкурса, создав для этого третейский суд.
Вера СИТНИНА