|
|
N°190, 15 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северная Корея заинтересовалась русским православием
Следующим летом в столице КНДР может появиться православный храм -- решение об этом принято в Пхеньяне на самом высоком уровне. Эта смелая инициатива Ким Чен Ира демонстрирует желание властей Северной Кореи развивать отношения с Россией во всех направлениях, в том числе духовно-религиозном. О подробностях обозревателю газеты «Время новостей» Александру ЛОМАНОВУ рассказал сотрудник отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ, побывавший на прошлой неделе в Пхеньяне.
-- Как у властей КНДР возникла эта идея?
-- Это целиком инициатива Ким Чен Ира. В этом году во время пребывания на Дальнем Востоке он захотел посетить православный храм. Это желание было исполнено -- 50 минут он беседовал в Хабаровске с настоятелем Свято-Иннокентьевского храма. По-видимому, беседа впечатлила Ким Чен Ира, и он решил, что в Пхеньяне нужно построить храм Русской православной церкви. Разговоры об этом он вел на Дальнем Востоке неоднократно -- и с президентом, и с губернаторами, ему даже пообещали предоставить проект для строительства храма. Он должен быть выдержан в русском стиле -- это пожелание корейской стороны. Место для стройки пока не выбрали, но мне обещали, что она развернется на какой-то возвышенности, где будет много зелени и удобные пути подъезда. Строительство планируют завершить к середине следующего года. Рассчитан храм где-то на 200 человек -- как и протестантский и католический храмы, имеющиеся в Пхеньяне.
-- И в чьем подчинении будет этот храм?
-- Русской православной церкви. Предполагается, что там несколько лет будет служить священник из России, что, как мне объяснили, не противоречит местному законодательству. Тем временем северокорейские студенты будут учиться в наших духовных школах. Когда они получат образование и будут рукоположены, необходимость в присутствии российского священника, видимо, отпадет. Первый вопрос это духовное окормление православных, которые там уже есть -- это русские, немногочисленные румыны и болгары. Но если власти не будут против того, чтобы в храм ходили корейцы, мы откликнемся и на их пожелания.
Для обсуждения этих планов я встречался с Чан Че Оном -- главой общества католиков, который является еще и президентом Союза верующих КНДР. Тональность общения была очень теплая, меня приятно удивила их осведомленность в вопросах нашей церковной жизни и межцерковных отношений. Неожиданно для нас Чан Че Он сказал, что приложит максимальные усилия для того, чтобы северокорейский народ глубоко ознакомился с православием.
-- В Пхеньяне был раньше православный храм?
-- На севере Кореи были православные храмы, но у нас нет об этом четких свидетельств, за исключением одного -- в имении Янковских, на самом севере, уже на границе с Китаем. Но это был чисто русский храм в имении эмигрантов. Еще было несколько миссионерских станов в разных деревнях. Поговаривают, что был православный храм в Вонсане, но все это опять-таки только со слов.
Русская духовная миссия была основана в Корее еще в 1900 году, но располагалась она в Сеуле. В связи с политическими событиями 40--50-х годов Русская православная церковь ушла с Корейского полуострова вообще, оставшиеся в Южной Корее православные фактически подчинились Константинопольскому патриархату. Сейчас в Южной Корее шесть православных храмов и 2,5 тысячи верующих. Возглавляет корейский экзархат епископ Сотириус, грек по национальности. У Московской патриархии на юге Кореи не осталось ни храмов, ни собственности.
-- А есть ли вообще религиозная жизнь в Северной Корее?
-- Мне рассказали, что всего в КНДР 50 тысяч верующих, из них 20 тысяч протестантов и 3 тысячи католиков, остальные относятся к буддистам и последователям местной синкретической религии «небесного пути» Чондоге. Пхеньян ведь когда-то называли «корейским Иерусалимом», там было много христианских храмов, верующих на Севере было больше, чем на Юге. Потом линия фронта два раза проходила через Пхеньян, и там не осталось ни одного целого здания.
Решение построить в Пхеньяне протестантский и католический храмы приняли в КНДР в конце 80-х, незадолго до Фестиваля молодежи и студентов. Буддистские храмы начали открываться немного раньше, в начале 80-х. Хотя протестантский храм в Пхеньяне лишь один, существуют еще и домовые церкви, по всей стране их около пятидесяти. Католические и протестантские храмы есть и в других городах, думаю, их не менее десятка. Мне показалось примечательным, что в Пхеньяне напечатана на корейском языке протестантская Библия в количестве 20 тысяч экземпляров, мне подарили одну.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ