|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глубоко и трогательно
В «Доме» звучали настоящие голоса
Рассказывая о первом концерте «Глубокой глотки» (см. «Время новостей» от 11 октября), я сетовал, что публики было маловато. Отрадно констатировать, что уже второй день ознаменовался обычной «домовской» посещаемостью, а в пятницу и субботу случились прямо-таки аншлаги.
В четверг выступал бурятско-монгольский «Намгар», представивший трогательно красивые песни своих народов. Группа порадовала красотой голосов, инструментом «кото» (такие дальневосточные гусли широко используются в Японии, но там на них играют совершенно другую музыку) и «катящим» ритмом. Почти как «кантри-энд-вестерн» какой-нибудь! Аркадий Шилклопер в основном пел (!), а не играл на валторне и этнических духовых, которыми владеет виртуозно. Действительно, зачем «просто» играть «обычную музыку», если можно учинить что-то эдакое?
Артполитика «Дома» (который, по выражению Дмитрия Ухова, есть «московский Knittting Factory») и заключается в поиске «чего-нибудь эдакого», сумасбродного, однако нынешний фестиваль стал скорее исключением. Нет, был, конечно, авангардный вокалист Алекс Новиц (Германия), который пел десятью голосами и очень смешно изображал черт знает кого. Но самое сильное впечатление произвели все-таки традиционные вокалисты: братья Теофиловичи (Сербия), черногорец Чадомир Чавич и знаменитый женский квартет «Ангелите» из Болгарии.
Теофиловичи -- братья-близнецы, обладающие весьма выразительными и идеально состроенными голосами. Представьте, «двое из ларца одинаковых с лица» поют в унисон одним голосом старинную грустную мелодию. Кажется, будто все это не наяву, а во сне. Или, как минимум, в фильме-сказке.
Еще один славянский участник -- гуслист Чадомир Чавич. Огромный черноусый дядька, обряженный в традиционный костюм, он казался сошедшим со страниц детской книжки. То есть таким же убедительным, как в детстве. Он энергично рассказывал всякие былины, аккомпанируя себе на балканских гуслях, совсем не таких, как наши -- это своего рода однострунная скрипка. Но, конечно, главный хит фестиваля -- совместный проект Сергея Старостина и «Ангелите». Кто такой Старостин, рассказывать не надо, да и болгарский квартет все наверняка слышали много раз: если не в их собственных записях, то на альбомах других исполнителей, в саундтреках и т.д. Старостин пел русские песни, «Ангелите» -- болгарские. Местами певцы добивались идеального и совершенно естественного сближения двух совсем не близких фольклорных традиций. В частности, известную песню «Мак» (входит в репертуар Инны Желанной) удалось ненасильственно соединить с похожей по ритму болгарской песней. Идеальное выступление. Жаль, что прошло оно в камерном «Доме», а не в зале с хотя бы средней вместимостью (учитывая, что гонорар звездного «Ангелите» совсем не клубный). Остается надеяться, что в следующем году фестиваль «Глубокая глотка, или Опасные связки» перейдет на более вместительные площадки. Хоть в тот же Зал Чайковского, давно и с успехом освоенный «домовцами».
Александр БЕЛЯЕВ