|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Регионгазхолдинг» строит сети по вертикали
Новая управленческая команда «Газпрома» сумела вернуть выведенные активы. Сегодня, когда эта задача практически выполнена, встает вопрос об эффективном выстраивании бизнеса беглых «дочек» и «внучек». К последним относится и компания «Регионгазхолдинг» (РГХ), которая была создана два года назад газпромовской структурой, занимающейся продажами газа на внутреннем рынке, -- «Межрегионгазом» (МРГ). Она была призвана консолидировать в своих руках управление газораспределительными организациями (ГРО), которые владеют сетями среднего и низкого давления. По ним газ доставляется конечным потребителям. При предыдущем гендиректоре Валентине Никишине «Межрегионгаз» потерял контрольный пакет акций «Регионгазхолдинга». Однако в конце прошлого года г-н Никишин был отправлен в отставку, а акции возвращены «Межрегионгазу». В своем первом интервью о перспективах развития РГХ корреспонденту газеты «Время новостей» Алексею ГРИВАЧУ рассказал новый генеральный директор компании Александр ТЕРЕХОВ.
-- Вы в «Регионгазхолдинге» уже полгода. Какие задачи перед вами поставили акционеры и вообще -- кто они?
-- «Межрегионгазу» принадлежит контрольный пакет акций компании, а если брать «большой «Газпром» -- то и все 75%, то есть квалифицированное большинство. Можно говорить, что и мы входим в систему концерна. Что касается задач, то они делятся на текущие, средне- и долгосрочные. В рамках первых предстояло определить состояние РГХ, а также предпринять антикризисные меры. Кроме того, нужно было разработать программу развития компании.
-- Что подразумевается под кризисом компании?
-- Во-первых, проблемы «Регионгазхолдинга» как юридического лица, хозяйствующего субъекта и управляющей компании. Создание нормальной корпоративной системы. Во вторых, состояние дочерних и аффилированных структур холдинга -- ГРО -- и меры по их оздоровлению. К сожалению, на момент моего прихода финансово-экономическое положение компании не было адекватным статусу управляющей организации. Никакой прозрачности, нормальной системы бизнес-планирования и тому подобного не было и в помине. Надо признать, что тому были и объективные причины. За двухлетнюю историю фирмы я уже четвертый директор, что ненормально. Поэтому и пришлось начинать с оценки ситуации, ее анализа и классификации имеющихся проблем. Мы будем выстраивать бизнес в соответствии с международными требованиями по финансово-экономической отчетности, для того чтобы обеспечить его инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов. И уже по итогам этого года мы готовы открыть свою отчетность по МСФО. Это укладывается в рамки краткосрочных задач -- по достижению прозрачности бизнеса.
-- Что представляет собой «Регионгазхолдинг» сегодня?
-- Это открытое акционерное общество, уставный капитал которого сформирован из долей принадлежавших «Газпрому» и близким ему структурам пакетов акций ГРО. Размеры этих пакетов различаются (РГХ владеет акциями в 161 газораспределительной организации из 317 в целом по России. -- Ред.) -- от 1 до 75%. Контрольные пакеты у нас имеются более чем в 50 ГРО, еще в 47 мы владеем более 25% акций. Там, где у нас более половины акций, мы, безусловно, осуществляем полный контроль, формируем техническую, кадровую, финансово-экономическую и социальную политику в газораспределительных организациях, сами взаимодействуем с региональными властями. Блокирующий пакет позволяет либо не допускать неоправданных с нашей точки зрения действий, либо объединять усилия с госпредставителями. Отмечу, что мы в своих действиях в значительной мере ориентируемся на государство. Пытаемся выработать общую линию с Минимущества, чтобы получить надлежащий эффект. Проще говоря, те решения, которые носят государственный характер, мы поддерживаем, и они реализуются. Что касается тех ГРО, где мы не можем влиять на ситуацию, но имеем акции, будем решать -- либо продавать их совсем, либо увеличивать пакет.
-- Изменилось ли количество ГРО под контролем РГХ с момента вашего прихода в компанию?
-- Де-факто да, но юридические процедуры еще не завершены. Сейчас идет процесс по более чем десяти ГРО. А приращение имущества происходит за счет газификации (сети, которые строятся на средства «Газпрома» или «Межрегионгаза». -- Ред.) и передачи имущества регионов в счет долгов за газ. Будем искать возможности выкупа акций.
-- А средства где возьмете?
-- Их выделяет «Газпром», пока в небольших объемах. Газификация также финансируется корпорацией. К сожалению, мы еще не настолько финансово состоятельны и не обладаем таким потенциалом, хотя в перспективе это наша непосредственная задача. В прошлом году на газификацию было выделено порядка 800 млн рублей, в этом -- на 100 млн больше.
-- Во сколько вы оцениваете имущество, которым управляет РГХ?
-- Оценки делались до моего прихода, но мы считаем, что на сегодня они устарели. По балансовой стоимости наше имущество оценивается более чем в 6 млрд рублей. Мы вышли с предложением в ФЭК провести новую независимую оценку. Но если мы сделаем экспертную переоценку собственности, то, считаем мы, стоимость основных фондов увеличится в 2,5 раза, миллиардов до 15. Наверное, в ближайшее время появится более точная цифра.
-- Почему нужно согласие ФЭК?
-- Дело в том, что рост стоимости имущества повлечет увеличение амортизационных отчислений, а следовательно и себестоимости услуг, что влияет на цену газа. Она же регулируется ФЭК. Эта цена имеют социальную значимость. И если переоценка приведет к значительному росту цены на газ для населения, то на нее никто не согласится. Поэтому к этой процедуре нужно будет подойти взвешенно.
-- Во скольких регионах ГРО находятся под вашим контролем?
-- Проще сказать, где мы не контролируем ГРО. Это Москва и Московская область, где ГРО находятся в муниципальной собственности, в Калининградской области, в Челябинской и Пермской областях, а также в Санкт-Петербурге, где ГРО принадлежат частному бизнесу. Это, конечно, не полный список, но остальные организации -- не столь крупные. После консолидации пакетов, которые находятся в руках газпромовских предприятий, а такая задача на сегодняшний день стоит, мы рассчитываем контролировать сети среднего и низкого давления на большей части европейской территории России. То есть в наиболее развитых с точки зрения газификации регионах. Кстати, с частными ГРО у нас есть неурегулированные проблемы. Они имеют задолженности перед «Межрегионгазом», но инициировать процедуру банкротства в отношении этих предприятий мы не можем, поскольку они являются субъектами естественных монополий и выполняют социальные задачи.
-- Недавно появилась информация, что у РГХ возникли противоречия с "Росгазификацией" по поводу будущего пакетов акций ГРО, которые до сих пор находятся в руках государства
-- Противоречие -- это громко сказано. Скорее, можно говорить о дискуссии. Сейчас мы ищем путь, по которому пойдет развитие комплекса сетей низкого и среднего давления. Можно сказать, что государство имеет влияние на него с двух сторон: через «Газпром», который во многих аспектах проводит государственную политику (в той же газификации), и через пакеты в собственности Минимущества. Но министерство делегировало право представлять свои интересы по этим акциям «Росгазификации». Поэтому встал вопрос: эффективен ли такой двойной канал влияния? Мы предлагаем централизовать это влияние в одной структуре -- в РГХ, что на наш взгляд повысит качество управления ГРО без ущерба госинтересам. Гарантией здесь может выступить передача государству блокирующего пакета акций «Регионгазхолдинга». Таким образом будет выстроена вертикаль влияния государства на ГРО. «Росгазификация» считает, что пакеты должны быть переданы ей в управление. Недавно альтернативный вариант был предложен Минэнерго -- передать эти акции специально созданному государственному предприятию.
-- На какой стадии находится решение вопроса?
-- Правительство поручило разобраться Минимущества, сейчас идет выработка оптимального решения. Рассматриваются четыре основных варианта: наш, «Росгазификации», Минэнерго, а также возможность выставить эти пакеты на открытую продажу. Плюсы и минусы каждого из них -- предмет анализа и дискуссии.
-- Вы считаете, что «Росгазификация» не слишком хорошо справлялась со своими обязанностями?
-- Я не могу давать оценку деятельности «Росгазификации», это может сделать только Минимущества. Могу только констатировать, что при таких пакетах, которыми управляет «Росгазификация», трудно говорить о серьезном уровне менеджмента ГРО, и в том числе о регулировании и контроле над деятельностью руководства этих предприятий. В подтверждение этому можно привести в пример ряд случаев несанкционированного увода активов и некорректных решений в отношении имущества ГРО. В частности, в Туле было сдано в аренду, а затем и продано за сотни тысяч рублей хранилище для сжиженного газа, которое стоит несколько миллионов долларов. Нам пришлось в суде оспаривать сделку, и недавно этот актив был возвращен.
-- Вы говорили, что цель консолидации пакетов акций -- включить ГРО в единую систему газораспределения и при этом лишить их функций перепродавцов. То есть газ будет продавать «Межрегионгаз» напрямую потребителям, а ГРО будут выполнять транспортные функции?
-- Раньше это и была единая система. Но в начале 90-х годов магистральные газопроводы оставили за «Газпромом», а эти сети решили приватизировать, чтобы была конкуренция. Однако продажа и транспорт газа регулировались государством, в том числе через систему региональных энергетических комиссий (РЭК). Они удерживали цены на уровне, который не позволял этому бизнесу быть рентабельным. В результате у новых собственников было несколько путей обеспечения прибыльности ГРО: либо не рассчитываться за поставки газа, либо вкладывать свои деньги, а некоторые пошли наиболее простым путем -- вывода активов. Поэтому сейчас эта система находится в довольно плачевном состоянии, требует значительных инвестиций. На наш взгляд, переломить ситуацию можно только за счет масштабов, то есть централизовав систему. На сегодняшний день транспортные тарифы ФЭК только-только вышли на уровень нулевой рентабельности, что, естественно, не обеспечивает перспектив развития. Правда, есть спецнадбавки, которые даются ГРО в индивидуальном порядке. То есть предприятие должно выйти с предложением к местной администрации, и только после этого дело рассматривает ФЭК. Поэтому в массе эти средства удается «выбить» только под проекты газификации, но не на модернизацию существующих сетей. Мы считаем, что механизм спецнадбавок неэффективен. Нужно просто обеспечить ставку тарифа на определенной норме рентабельности, которая даст возможность инвестировать в реконструкцию. В нашем случае, чтобы мы могли аккумулировать ресурсы и направлять на те участки, где это необходимо в данный момент.
Беседовал Алексей ГРИВАЧ