|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уголь должен вытеснить газ
И спасти «Газпром» от убытков, а шахтеров -- от безработицы
В ближайшую пятницу в Доме Союзов по инициативе Совета Федерации состоится совещание по вопросам развития энергетического комплекса. Сенаторы соберут представителей правительства, администрации президента, профильных ведомств, Госдумы и бизнеса, чтобы обсудить проект «Энергетической стратегии России до 2020 года». Весной кабинет министров уже рассматривал проект стратегии, но отправил его на доработку. К декабрю документ должен быть окончательно подготовлен.
Один из ключевых вопросов стратегии -- выравнивание топливно-энергетического баланса внутри страны. Ни для кого не секрет, что сейчас газ (18--20 долл. за тысячу кубов) стоит почти в два раза дешевле угля, не говоря уже о мазуте, что влияет на конкурентоспособность угля внутри страны. Все было бы нормально, если бы эта диспропорция цен достигалась на рынке, но на деле это следствие госрегулирования.
Очевидно, что единовременное выравнивание цен было бы губительным для большей части населения и экономики страны. Однако ясно, что и без постепенного перехода к экономически обоснованным ценам на газ ситуация будет ухудшаться сразу по нескольким направлениям. Во-первых, не будет стимулироваться процесс газосбережения, а соответственно, и энергосбережения в целом, которое является краеугольным камнем энергетической стратегии -- зачем экономить то, что стоит копейки. Во-вторых, запасы газа в стране довольно ограничены, и с нынешними темпами потребления надолго его не хватит. По ориентировочным расчетам, подтвержденных запасов в России имеется только на 50--60 лет, а, к примеру, по углю эта цифра в десять раз больше.
Именно угольщики и являются одними из самых последовательных (конечно, вслед за «Газпромом») сторонников повышения внутренних цен на газ. И предлагают уделить вопросу выравнивания топливно-энергетического баланса страны первостепенное внимание. Как известно, Минэкономразвития подготовило проект правительственного постановления, которое разрешит продавать «Газпрому» 5% своего газа по свободным ценам. Ожидается, что оно будет подписано в декабре, после рассмотрения кабинетом министров концепции развития рынка газа, и станет первым шагом в этом направлении. Однако, как заявил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» член рабочей группы Госсовета по угольной отрасли, президент СУЭК «Байкал-Уголь» Олег Мисевра, этого недостаточно. По его мнению, все действия в этом направлении должны быть четко и конкретно расписаны в энергетической стратегии.
Дело в том, что мало разрешить «Газпрому» продавать часть газа (примерно 20--25 млрд кубометров в год) по свободным ценам -- нужно снизить на это же количество балансовые задания «Газпрому». Как сообщили газете «Время новостей» в концерне, на сегодняшний день пропорции внутреннего потребления таковы: 60% -- энергетики, 25% -- остальная промышленность и 15% -- бюджетники (ЖКХ и прочие). Согласно предложениям «Газпрома» и «Межрегионгаза», прежде всего нужно снижать обязательные поставки экспортно-ориентированным предприятиям, затем -- остальной промышленности, энергетикам и лет через десять -- населению. Однако, по мнению г-на Мисевры, для тех отраслей, которые используют газ в качестве «незаменимого сырья» (химия и нефтехимия), рост тарифов подобен смерти: «Мы настолько отстали от Запада в технологическом плане, что можем конкурировать только за счет низкой цены на газ. Если цена на газ резко вырастет, к примеру, наши удобрения (а мы экспортируем 80% того, что производим) просто будут вытеснены с зарубежных рынков. Тогда придется поднимать цены внутри страны, а в результате сельское хозяйство сможет забыть о том, что такое минеральные удобрения».
В связи с этим угольщики предлагают на первом этапе переложить груз перехода части газа в рыночную плоскость прежде всего на энергетиков. Олег Мисевра считает, что для этого есть масса предпосылок. Во-первых, у РАО «ЕЭС России» есть достаточное количество мощностей, которые хоть сейчас могут безболезненно перейти с газа на уголь. Даже Анатолий Чубайс на заседании президиума Госсовета говорил, что готов переходить на уголь, если цена на газ будет выше. Впоследствии же крупные угольные компании готовы вкладывать деньги в переоборудование ТЭЦ, чтобы они могли работать на угле. Это, по их мнению, с лихвой окупится ростом продаж. Во-вторых, по расчетам экспертов, говорит Олег Мисевра, на первом этапе не будет тарифного эффекта. Если вместо 140 млрд кубометров РАО обяжут покупать на рынке порядка 10 млрд, рост тарифа составит не более 1%. В-третьих, государство получит бурно растущую угольную отрасль, которая имеет огромный социальный вес.
Но обязательным условием собеседник газеты «Время новостей» считает закрепление всех этапов действий в «Энергетической стратегии». «Переход энергетики на уголь неизбежен, не сейчас, так через пять лет, поскольку правительство идет к созданию долгосрочного плана выравнивания цен на газ с другими видами топлива, -- говорит г-н Мисевра. -- Но дело в том, что угольная отрасль имеет очень высокую инерцию. И резко, за год, нарастить добычу вдвое невозможно. Поэтому сейчас нужно готовить условия для плавного перевода энергетики на уголь. То есть мы должны знать, что в 2003 году нужно нарастить добычу на 10 млн тонн, потом еще на 10 млн и так далее. Иначе, когда цену на газ либерализуют, энергетикам придется либо сжигать дорогой газ и получать дорогую электроэнергию, либо закупать уголь за рубежом, что не соответствует государственным интересам».
Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс заявил, что за девять месяцев 2002 года компания увеличила объем потребления газа на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем он отметил, что энергохолдинг за то же время сократил объем закупок угля на 16%. И объяснил это наличием запасов угля с прошлой зимы. Г-н Чубайс подсластил угольщикам пилюлю, обязав гендиректоров энергокомпаний к 1 января 2004 года решить проблемы с погашением на 80% задолженности перед угольными компаниями, сумма которой составляет 4,5 млрд рублей.
Александр ДАВЫДОВ