|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дайте Акаеву время
Президент Киргизии Аскар Акаев, как известно, демократ. Таким его знают с 1990 года, когда он впервые был избран главой государства. Имидж самого «крутого» демократа закрепился за Акаевым после августа 1991-го, когда руководство маленькой Киргизии отказалось исполнять приказы ГКЧП, поступавшие из Москвы. Свою политическую строптивость Бишкек тогда подкреплял решительными действиями силовых структур, занявших круговую оборону вокруг киргизской столицы. Руководил этими действиями министр внутренних дел республики Феликс Кулов, которого молва после этого окрестила «народным генералом», а Акаев еще больше укрепил популярность, сделав своего защитника вице-президентом страны.
Сегодня у Кулова другое звание. Районный суд киргизской столицы в мае этого года признал его «вором» и приговорил к 10 годам заключения. А в пятницу, 11 октября, этот вердикт подтвердил городской суд Бишкека. Свои «преступления» Кулов совершал в 1993--97 годах, когда работал губернатором Чуйской области. Тогда, видимо, президенту об этом вовремя не доложили, и в 1997-м он усилил Куловым национальную безопасность, назначив генерала главой этого ведомства. Но и на этом посту Феликс Кулов «злоупотреблял служебным положением». Да так, что в январе 2001 года суд Бишкекского гарнизона приговорил его к 7 годам тюрьмы. И опять так странно случилось, что Аскар Акаев ничего вовремя не узнал про преступные деяния своего министра, ведь после службы в нацбезопасности он позволил Кулову стать мэром киргизской столицы.
И только когда генерал в 1999-м подал в отставку с этого поста, публично выразив несогласие с политикой президента и превратившись в самого опасного политического оппонента Аскара Акаева, Феликс Кулов оказался «под прицелом» правоохранительных органов. В 2000 году в Киргизии предстояли президентские выборы, и при таком сопернике за их исход в пользу Акаева поручиться никто не мог. На Кулова срочно нашли компромат, но в гарнизонном суде вышла осечка, экс-министра оправдали вчистую. Проправительственная пресса в Бишкеке подняла небывалую истерику, военного судью обвинили в получении сотен тысяч долларов взятки от Кулова (доказательств, разумеется, никто не представил), оправдательный приговор был пересмотрен и генерала, наконец, упрятали в тюрьму.
Поскольку г-н Акаев всегда утверждал, что киргизское правосудие беспристрастно и независимо, а история с повторным судом над Куловым ставила под сомнение это суждение, пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы доказать «преступный» характер деятельности популярного политика. Именно так и родилось еще одно судебное дело экс-вице-президента, закончившееся два дня назад.
Президента Акаева можно понять. Ему нужно «сохранить лицо» самостоятельного политика и ни в коем случае не поддаться призывам мировой общественности, вот уже второй год требующим освободить Кулова как преследуемого по политическим мотивам. Ведь тезис о «независимости» киргизской Фемиды был уже посрамлен весной этого года, когда власти вынуждены были срочно освободить из заключения депутата Бекназарова, испугавшись народного взрыва после кровопролитных событий в селе Аксы.
Сегодня г-ну Акаеву подобные бунты не угрожают, кроме того, он чувствует себя снова «на коне», заручившись поддержкой президентов России и даже США. В американском конгрессе ему, правда, снова напомнили, что надо быть демократом и освободить Кулова. Киргизский президент обещал довести эту рекомендацию до своих судей. Такое же пожелание он услышал и в Белом доме. Но здесь были деликатны и не стали говорить об этом публично, чтобы не повредить респекту союзника по антитеррористической коалиции.
В Москве ни о чем таком киргизского союзника не просили, здесь это не принято. Так или иначе, с интересом будем наблюдать, как г-н Акаев будет продолжать руководить страной, вступающей в «год прав человека». Это он сам так сказал, никто его за язык не тянул. А что касается Кулова, то лично президенту он уже не опасен, ведь Акаев обещал больше не баллотироваться на высший государственный пост.
Аркадий ДУБНОВ