|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поездах без виз, в автомобилях с визами
Россия готова изменить законодательство ради Калининграда
У России есть новые предложения по безвизовому транзиту через Калининградскую область, причем они «полностью вписываются в режим законодательства Евросоюза». Россия может пойти на это, хотя это и предполагает даже изменение ее законодательства. Об этом заявил спецпредставитель президента России по калининградской проблеме Дмитрий Рогозин. Он выступил вчера в Калининграде на международном Европейском форуме неправительственных организаций «Калининград-2002: перспективы сотрудничества Россия--ЕС в Балтийском регионе».
В Москве считают, что проезд граждан России из Калининграда на остальную территорию своей страны и обратно через Литву по железной дороге и в пассажирских автобусах должен быть безвизовым. Но если гражданин следует на автомобиле, то у него должен быть «документ типа облегченной, очень простой и дешевой визы».
Участники форума (а это представители 80 неправительственных организаций из 17 стран Европы) единогласно приняли резолюцию, призывающую руководство России, ЕС и стран-кандидатов установить упрощенный режим пересечения границ в регионе. «Мы считаем, что калининградский вопрос -- это вопрос соблюдения прав человека, конкретно каждого россиянина, который также является участником объединенной Европы», -- сказал Рогозин. По его словам, Россия надеется, что к ней будут применены исключения, позволяющие гражданам других 45 стран посещать Шенгенскую зону без виз. Россиянин высказал мнение, что на саммите Россия--ЕС в Копенгагене должно быть сделано «четкое заявление», после которого необходимо будет подписать соглашение о партнерстве между правоохранительными органами и совершенствовании пограничного контроля.
Проблемой транзита российских граждан вновь озаботился в эти дни и литовский сейм, который в конце минувшей недели принял постановление по поводу транзита российских граждан. Весь смысл и тон документа свидетельствует, что в своем беспокойном стремлении стать членом ЕС литовские политики опасаются подвоха со всех сторон и не доверяют даже самой Еврокомиссии. В постановлении сформулировано условие, в соответствии с которым любое упрощение транзитного режима в отношении российских граждан принимается только в том случае, если оно признается всеми странами Шенгенской зоны. При этом сейм проигнорировал проект, предложенный экс-премьером Казимерой Прунскене, которая предложила более мягкий и благоприятный для россиян вариант резолюции.
Что касается другого предложения Евросоюза -- о скоростных безвизовых поездах, то о нем, считают в Вильнюсе, можно будет говорить только после того, как Литва станет полноправным членом Шенгенского соглашения, то есть не раньше 2006 года. Впрочем, президент Литвы Валдас Адамкус предложил, не мудрствуя лукаво, взять да и принять Литву в Шенген досрочно -- не дожидаясь, когда она станет членом ЕС. Тогда она, мол, сразу же станет сговорчивой по всем вопросам, касающимся упрощения транзита и для россиян.
Алексей СЛОБОДИН, Владимир СКРИПОВ, Вильнюс