|
|
N°189, 14 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белый список и зеленый свет
Российскую борьбу с отмыванием денег оценили на Западе
В минувшую пятницу в Париже на сессии международной рабочей группы по финансовым операциям (Financial Action Task Force -- FATF) Россия была исключена из списка государств, не противодействующих отмыванию преступно нажитых доходов, что дает ей возможность говорить с западными партнерами на равных. Решение это было во многом неожиданным - до поледнего дня большинство экспертов считало, что, несмотря на все наши усилия, FATF по политическим мотивам оставит Россию в своих черных списках.
Так что решение FATF имеет больше политическое, нежели экономическое значение. Однако, по большому счету, это не так уж и важно. Главное в том, что ликвидировано препятствие, которое в течение более чем двух лет (с момента включения в черный список) мешало России строить экономические отношения с иностранными партнерами. До решения FATF любой российский капитал автоматически попадал в разряд подозрительного. Теперь же, как уверен вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин, подан мощный сигнал о том, что российская банковская и финансовая системы очищены, с ними можно работать, не опасаясь криминальных денег.
В банковской сфере, впрочем, не склонны переоценивать значение решения FATF -это с точки зрения финансистов скорее констатция изменившейся за два года ситуации. Однако и они признают, что теперь вырастет рейтинг как России в целом, так и банковской системы в частности. Следствием станет улучшение условий ведения бизнеса, возможность привлекать деньги на Западе в большем объеме и по льготным ставкам. В свою очередь, в Центробанке считают, что теперь на Западе не будут осуществлять особый контроль за операциями, осуществляемыми российскими физическими и юридическими лицами. По мнению ЦБ, следует ожидать «повышения доверия к отечественным кредитным организациям и в целом расширения возможностей российских финансовых институтов в их отношениях с мировым банковским сообществом».
Аналитики обращают внимание на то, что решение FATF может оказать положительное влияние на инвестиционный климат в России. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» один из правительственных экспертов, крупные иностранные компании имеют возможность анализировать ситуацию в России, самостоятельно рассчитывать свои риски. У более мелких компаний такой возможности нет. Они ориентируются на рекомендации властей, известных экономических организаций, рейтинги государств, с которыми хотят сотрудничать, и т.д. Например, на сайте минфина США стоит рекомендация не сотрудничать с российскими банками. Нетрудно предположить, что со страной, внесенной в черный список FATF, мало кто захочет иметь дело. «Этот список был как красный свет на пути зарубежного бизнеса в Россию», -- сказал источник. Теперь красный свет сменился если не на зеленый, то уж точно на выжидательный желтый. Практически все эксперты сходятся во мнении, что рассчитывать на быстрый эффект от исключения России из черного списка не стоит. Так, бывший глава Минфина, экс-советник президента Ельцина по экономическим вопросам Александр Лившиц, который ныне работает заместителем гендиректора компании «Русский алюминий», уверен, что исключение России из черного списка не является гарантией того, что она сразу же станет привлекательной для западного бизнеса. «Это хороший политический сигнал, но пока это просто семафор, и переоценивать его значимость не надо. Если на путях загорается зеленый свет, это не значит, что автоматически пошел поезд. Машинист решает, ехать или нет», -- сказал г-н Лившиц «Интерфаксу».
Михаил ВОРОБЬЕВ