|
|
N°188, 11 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни войны, ни мира
«Интерфото-2002» оптимизма не вселяет
Восьмой ежегодный московский фестиваль профессиональной фотографии открылся в Новом Манеже. Программа традиционная: выставка международная, выставка российская -- победителей прошлогоднего конкурса, выступления фотографов, западных звезд и отечественных мэтров и непременная демонстрация новейшего оборудования (главный спонсор -- фирма Canon).
Международная выставка в этом году оказалась как никогда предсказуемой. «Одиннадцать: судьба Всемирного торгового центра 1974--2001» -- это история не только прошлогоднего кошмара, но и блестящего прошлого зданий-«близнецов», предоставленная агентством Contact Press Images, которое в августе выпустило одноименную книгу.
На фоне этой выставки (отлично отпечатанные хорошего размера фотографии) работа победителя конкурса «Пресс фото России» -- «11 сентября» Гульнары Самойловой несколько теряется. В этом году организаторы нашли деньги, чтобы обрамить работы победителей, но отпечатали их размером, слишком скромным для вместительных залов Нового Манежа. Особенно не повезло репортажам: крошечный размер и одна рамка на каждый -- не лучший способ демонстрации высокой техники и последних достижений отечественной фотожурналистики. Возможно, потому, что разглядеть их было нелегко, фотографии показались примерно на одно лицо -- мастерскими, но при всем разнообразии тем однообразными и не очень интересными. Лучший фотопроект года -- «Перевернутое детство» Сергея Ильницкого (мрачная история подростковой колонии) -- победил в категории «Повседневная жизнь». Равно мрачно смотрятся фотопроекты -- победители в категории «Культура» («Цирк» Сергея Каптилкина) и «Новости» («Наводнение в Ленске» Сергея Максимишина). Фотографии тоже не радовали -- ни суровым, но ставшим обязательным для категории «Люди» лицом российского президента, ни кучей ободранных телец норок на меховой фабрике (тот же Максимишин). Даже всегда непритязательная категория «Юмор» выглядит мрачно -- пьющие горькую «Три медведя» и фабрика наглядных пособий. Категория «Культура» тоже не развлекает -- ободранные помещения «Мосфильма» и еще более ободранные лестницы Большого театра не спасают ни съемки нового шедевра, ни изящество Илзе Лиепы.
Заявленная организаторами тема «Война и мир» на двух стенах -- нашей и зарубежной -- смотрится как противопоставление достаточно жесткое. До событий прошлогоднего 11 сентября мир был -- но только «у них». У нас разница между миром и войной -- ничтожная, а кошмар -- непрерывный. Но кроме мирной жизни есть у нас еще и настоящая война -- объединяющая стена занята выставкой Юрия Козырева «Чечня 1999--2000», это победитель в категории «Персональная выставка» (фотографии из Чечни постоянно побеждают, а Козырев -- один из лучших «специалистов» по этой теме). Конкурс есть конкурс, но выставка из него получилась мрачная и неубедительная. Ее невозможно воспринимать итогом многолетней работы фестиваля «Интерфото». Стараниями основателя фестиваля Люшена Перкинса, многочисленных журналов и газет наша фотожурналистика все же смотрится в последние годы значительно интереснее и разнообразнее, в ней значительно больше имен и тем, чем можно представить себе по выставке в Новом Манеже.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ