Время новостей
     N°188, 11 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.10.2002
Честный Фидель и смелый Никита
Кубинский лидер вспомнил СССР
Бессменный кубинский лидер Фидель Кастро, который недавно обвинил нынешнее руководство России в «капитулянтстве» перед Вашингтоном, теперь прошелся и по руководителям СССР. Вчера Фидель частично возложил вину за Карибский кризис 1962 года на первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. В канун 40-й годовщины событий, поставивших мир на грань ядерной катастрофы, кубинец в интервью американской телекомпании АВС заявил, что советский руководитель обманул президента США Джона Кеннеди, сказав, что на Кубе нет советских ракет. «Тот сначала поверил и был введен в заблуждение. Против этой крупной ошибки Хрущева мы решительно возражали», -- заявил Кастро. Фидель также объявил, что Хрущев лгал и кубинцам: «Если б мы знали, что советские ракеты так нарушат мировой баланс, то не приняли бы их».

Но на самом деле Кеннеди сразу не поверил словам Хрущева. 16 октября 1962 года воздушная разведка США предоставила главе Белого Дома даже фотоснимки стартовых площадок ракет, уже построенных на острове и способных поражать цели на территории США. 18 октября тогдашний министр иностранных дел СССР Андрей Громыко заверил Кеннеди, что речь идет исключительно об оборонительном оружии. Но президент потребовал удалить ракеты и установил морскую блокаду острова. Первая реакция Хрущева была воинственной, однако суда с новыми советскими ракетами повернули обратно от Кубы.

26 октября Хрущев заявил, что советские ракеты могут быть эвакуированы с Кубы, если Штаты сделают то же со своими ракетами в Турции и возьмут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Но Вашингтон был бескомпромиссен. 28 октября Кремль пошел на уступки, согласившись вывезти ракеты и демонтировать стартовые установки под контролем ООН. А администрация США приняла требование Москвы относительно ракет в Турции. В ноябре разведка США подтвердила выполнение Советским Союзом обязательств, и с Кубы была снята блокада.

Кастро был взбешен, что его отстранили от равноправного участия в переговорах по урегулированию конфликта. И тогда, и теперь он подчеркивает, что не хотел бы, чтобы Кубу считали «советской базой в Карибском бассейне». А насчет Хрущева Кастро вчера все-таки добавил, что, несмотря ни на что, советского лидера следует уважать и ценить его поддержку кубинской революции. «Я мог критиковать Хрущева, -- подытожил Фидель. -- Но Никита был хотя и самоуверенным, а смелым человеком».

Алексей СЛОБОДИН