|
|
N°188, 11 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либерализация недр
Плюс стандартизация не всей страны
Правительство на вчерашнем своем заседании так и не решило, как собственно правильно пользоваться недрами и кто за них в ответе. Доклад главы Минприроды Виталия Артюхова, в котором он рассказал про нелегкую судьбу отечественных недр, бесконтрольность их использования, воровство, укрывательство от налогов, халатность и многие еще грехи, был принят без особых замечаний.
Правда, предложения Минприроды как-то не взбодрили членов кабинета. Злые языки говорят, что премьер Михаил Касьянов даже с пятой попытки так и не смог выяснить у г-на Артюхова, как собственно он собирается изменить существующее законодательство, чтобы собственники недр исполняли взятые на себя обязательства по недропользованию. Глава МПР все кивал на то, что рычагов административных недостаточно и что субъекты федерации очень часто действуют вразрез с центром. Так и не получив точного ответа на вопрос, что собственно неординарного и принципиально нового готово предложить Минприроды, премьер без лишних дискуссий согласился с предложением вице-премьера Алексея Кудрина назначить главным разработчиком закона о недрах Министерство экономического развития, а не Минприроды. Постановление гласит: к 1 ноября МЭРТ и МПР должны представить в правительство «согласованную концепцию законопроекта «О недрах». А уже в первом квартале 2003 года документ должен быть готов к отправке в Думу. Правительство поручило МЭРТ и МПР отразить в проекте многообразие форм получения недр в пользование (договор подряда, концессии, СРП), а также заменить ныне действующий механизм согласования выдачи лицензий между центром и субъектами на формальное согласование. При этом президент Удмуртии Александр Волков не преминул заявить на заседании кабинета: «Вы можете отодвинуть субъекты от принятия решений. Мы уже начинаем к этому привыкать. Но вы все равно не решите этой проблемы без нас».
Правительство на том же заседании одобрило проект совершенствования системы государственного контроля и надзора по версии Госстандарта. Все отметили, что Госстандарт начал реформу с себя. Поистине это оказался революционный проект, потому что помимо сокращения численности служащих в этой сфере в общей сложности примерно на 4,5 тысячи человек были предложены и содержательные изменения. А именно: недопустимость обязательной сертификации, изъятие функций по обязательной сертификации у государственных центров сертификации и постепенная их передача негосударственным организациям, переход от надзора на стадии проектирования и производства к надзору на рынке обращения товаров. Решено, что служащие надзорных органов будут получать зарплату только из бюджета, а не из различных внебюджетных фондов, как это заведено ныне.
Вера КУЗНЕЦОВА