|
|
N°187, 10 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ливерпулевые ранения
«Формула 51» на экранах Москвы
Ронни Ю -- корпулентный китаец, выпускник университета в Огайо, изрядный гонконгский режиссер. На исторической родине он первым вывел на экран в своем «Наследии гнева» Брэндона Ли, но более всего прославился не огнестрельно-рукопашными фильмами, а мистической дилогией о «Невесте с белыми волосами». В конце девяностых Ю, как и многие гранды гонконгского кино, начал работать в Америке, но и там умудрился остаться при своем. Он даже счастливо избежал главного проклятия всех перебравшихся в Голливуд гонконгцев и (в отличие от Джона Ву, Цуй Харка и Ринго Лэма) не начал свою карьеру с обязательного боевика с Ван Даммом. На сегодняшний день заокеанские достижения Ронни Ю включают в себя фильмы нетривиальные: «Доблестные воины» (философская сказка со спецэффектами, ненавязчиво объясняющая малышам основы Дао) и «Невеста Чаки» (четвертая серия ужасника «Детская игра», в которой куклы-убийцы играют свадебку и рожают пупсов-наследников). В планах -- намеченный на 2003 год эпохальный проект «Фредди против Джейсона», где будут мутузить друг друга (и попавшихся под руку второстепенных героев) главные герои «Кошмара на улице Вязов» и «Пятницы, 13». И вот это уже серьезно -- вряд ли бы постмодернистские игры со знаковыми персонажами современной американской мифологии доверили абы кому.
В «Формуле 51», вышедшей на экраны мира в прошлом году, но добравшейся до нас только сейчас, Ронни Ю совсем осмелел и отправился прямиком в чопорное Соединенное Королевство, где к чужакам относятся куда более настороженно, чем в мультикультурной Америке. Дао не подвело: вооружившись отличным сценарием ливерпульца Стела Павлоу и поддержкой Сэмюэля Л. Джексона, который очень хотел сниматься в этом фильме, Ю умудрился сотворить образцовый британский фильм в фирменном жанре кровавой криминальной комедии -- такой, что его явная стилизация оставила далеко позади иные оригиналы. Джексон играет Элмо, гениального американского химика, которого пытаются уничтожить или на худой конец просто обмануть многочисленные мошенники, драгдилеры, наемные убийцы, полицейские и скинхеды. Но самое главное, чего от него хотят, -- формула нового «совершенного» наркотика, который сочетает в себе высоковольтный эффект стимуляторов, бескрайние возможности психоделиков и незамутненную радость экстази. Как говаривал Лелик-Папанов, «достатошно одной таблэтки», чтобы свидание с богом произошло моментально. Но Элмо на пару со своим негаданно объявившимся местным телохранителем Де Сузой (Роберт Карлайл) меньше всего заинтересован в том, чтобы помочь кому бы то ни было из этой компании, кроме самих себя.
История их похождений разворачивается на киногеничных улицах Ливерпуля в лучших традициях «Карт, денег, двух стволов» или «Трэйнспоттинга». Смотреть такое кино было бы приятно даже в том случае, если бы Ронни Ю ограничился обыкновенной аккуратной калькой. Но в фильме ощущается какое-то очень специфическое смещение: только так и может увидеть Ливерпуль азиат, вынужденный проникнуться всем нутром английского житья-бытья. Знаменательно, что в фильме ни разу не помянуты битлы, но зато вся остальная местная экзотика присутствует по полной программе, в лошадиных дозах и без запивки: футбольный фанатизм, пинты, рэйвы, пабы, гольф и чудовищного вида пудинг из бычьей крови в качестве украшения семейной трапезы. Венцом всего оказывается сам Сэмюэль Л. Джексон, невозмутимо фланирующий по экрану в шотландском килте. Но даже в этих почти пародийных пропорциях фактура оказывается на диво эффектной, убедительной и живой. Оказалось, что британская криминальная комедия (в том виде, в котором ее пропагандировали Дэнни Бойл и Гай Ричи) не просто узконациональная забава, но и ставший вполне универсальным жанр, справиться с которым под силу даже засланному казачку. При условии, конечно, если он будет обладать хотя бы половиной изобретательности и смекалки, каковые присутствуют у Ронни Ю.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ