|
|
N°187, 10 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На родину -- в гости
Пхеньян отпустил японских пленных на побывку
На будущей неделе пять японцев, похищенных в 1978 году северокорейскими спецслужбами (якобы для того, чтобы из молодых пленников сделать учителей языка для шпионов против Японии), смогут побывать у себя дома. Как сообщили вчера японские власти, визит продлится две недели.
Вновь увидеться с родиной смогут две японские пары -- похищенные сочетались браком уже на земле Северной Кореи. У одной семьи родились дочь и два сына. Пятой счастливицей оказалась Хитоми Сога, которую похитили на морском побережье вместе с матерью, о судьбе которой ничего не известно. Муж г-жи Сога, дезертир американской армии Роберт Дженкинс, останется пока в Корее.
Выяснение судеб японских граждан долгое время было непреодолимым препятствием на пути нормализации отношений между Пхеньяном и Токио. Однако 17 сентября во время встречи Ким Чен Ира и Дзюнъитиро Коидзуми северокорейский лидер признал факт похищения 13 японцев, в живых из них остались лишь пятеро.
Откровенность Ким Чен Ира вызвала в Японии волну негодования. Родственники восьми погибших требуют от Северной Кореи отчета об обстоятельствах смерти. Пхеньян уже поведал, что двое погибли в автокатастрофе, другие двое отравились угарным газом, еще одна женщина покончила жизнь самоубийством в психбольнице. В ответ на просьбу о перезахоронении праха заявлено, что семь могил японцев смыто наводнением, что увеличило подозрительность.
Родственникам даже показали видеозаписи выживших похищенных -- они заявили о желании остаться в Корее. Но после колебаний Пхеньян все же разрешил им съездить домой, где их ожидают многочасовые допросы полиции. Однако их дети, несмотря на возмущение японских правозащитников, пока останутся в Северной Корее. Очевидно, Ким Чен Ир решил не выпускать из рук все карты сразу и оставить поле для маневра в торге с Токио. Ведь историческая встреча Кима и Коидзуми так и не принесла Северной Корее ожидавшихся выгод. Во время саммита КНДР вроде бы отказалась от требования компенсаций за колониальное прошлое в обмен на обещания японской экономической помощи. Однако, желая успокоить негодование внутри страны, Токио пока не будет помогать Северной Корее, сосредоточившись на похищенных и проблемах безопасности. Пхеньян же, напротив, хочет поговорить о японских вливаниях в ослабшую северокорейскую экономику.
Александр ЛОМАНОВ