|
|
N°156, 27 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учет и контроль
Правительство разрешило управлять госсобственностью в обмен на пакеты акций
У государства, несмотря на пресловутую приватизацию (в этом году число отданных в частное владение предприятий перевалило за 130 тысяч), еще много чего осталось. Из того, что осталось, самые интересные с коммерческой точки зрения -- акционерные общества. Они же и самые строптивые. То мудрят с активами, выводя их в «дочки-внучки», то вербуют представителя государства в АО, да настолько успешно, что тот начинает выполнять функции представителя АО в государстве.
Год с лишним после того, как Владимир Путин -- еще в бытность премьером -- благословил новую концепцию управления госсобственностью, правительство вновь решало, как оптимизировать процесс управления АО с госдолей. Тема эта, к слову сказать, абсолютно бессмысленна: государство нигде и никогда не умело управлять собственностью эффективнее, чем частный владелец. Тем не менее вчера кабинет министров думал, как повысить экономическую эффективность АО, и принял два столь же революционных, сколь и привычных решения.
Во-первых, решено провести еще одну инвентаризацию всех АО с госучастием и к 1 марта следующего года определить, какие из них оставить в госсобственности, а какие продать. «В течение двух лет у государства останется от 500 до 700 АО, -- говорит глава Минимущества Фарит Газизуллин. -- Все остальное будет подготовлено к продаже и продано».
Второе решение: правительство признало необходимым развивать принцип доверительного управления госпакетами, не дожидаясь прохождения через Госдуму нового варианта закона о приватизации, где такой принцип содержится. Речь о том, что вместо сегодняшних 3152 чиновников (200 из них в минувшем году за профнепригодность от работы в АО отстранены, а двое уволены) в стратегически значимые для государства предприятия будут на конкурсной основе отбираться управляющие. Они заключат договор с государством, где обязуются повысить либо дивиденды, либо капитализацию предприятия, либо привлечь инвестиции в основные фонды. За что будут получать зарплату от государства или опцион на покупку пакета акций доверенного предприятия. На эти цели в бюджете-2001 выделено 30 млн руб. «К сожалению, -- говорит г-н Газизуллин, -- этих денег едва хватит на командировки. Но я попросил (и получил поддержку правительства и премьера) рассмотреть увеличение этой цифры за счет дополнительных доходов».
Конкретные случаи -- например, такие стратегически важные для страны акционерные общества, как «Газпром», или РАО «ЕЭС России», -- члены кабинета не обсуждали. Лишь президент Мордовии Николай Меркушкин просил передать себе в управление маленькие федеральные газовые станции, «которые никому не нужны». На что Михаил Касьянов резонно возразил: если никому не нужны, продавайте или ликвидируйте. Да еще министр экономразвития Герман Греф предложил вернуться к теме Восточной нефтяной компании, активами которой не вполне эффективно, по его мнению, распорядился ЮКОС.
Но в решении по итогам заседания кабинета эти предложения не отражены. Как не появилась там и формулировка «одобрить работу Минимущества». Зато принципиальное одобрение, по словам замглавы Минимущества Сергея Моложавого, получила идея министерства о том, что через аудит следует пропустить все без исключения государственные унитарные предприятия (ГУП), а не ограниченное их число, как то предусмотрено действующим постановлением правительства.
Елена ЗАГОРОДНЯЯ