|
|
N°186, 09 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никто никого не переиграл»
Россия и Украина договорились о паритетном участии в газовом консорциуме
Несмотря на обилие политических заявлений по поводу состоявшегося в понедельник в Кишиневе подписания российско-украинского соглашения о создании консорциума по управлению украинской газотранспортной сетью, его детали требуют отдельных комментариев. Высокопоставленный правительственный чиновник сообщил вчера газете «Время новостей», что подписание межправительственного соглашения и протокола между «Газпромом» и НАК «Нефтегаз Украины» открывает возможность создания двумя компаниями отдельного юридического лица для управления газотранспортной системой. На регистрацию отводится месяц. Причем, как и сообщалось ранее, консорциум формируется на паритетной основе, поскольку только такая формула исключает для российской стороны риски от участия в проекте. После того как юрлицо будет создано, оно займется разработкой ТЭО (а точнее, подготовит техзадание для проведения тендера среди консультантов), бизнес-плана и поиском источников инвестиций в создание и развитие реального консорциума. На эту предынвестиционную фазу, как говорит российский чиновник, предполагается затратить без малого 11 месяцев (срок ее завершения -- 30 августа 2003 года) и сумму в пределах 50 млн долларов. Эти деньги составят первоначальный уставный капитал консорциума и пойдут на аренду офиса, зарплату персонала и оплату работы экспертов и консультантов. Правда, пока нет точной оценки, сколько на это понадобится средств. «На первом же этапе должна быть создана исчерпывающая нормативная база и в части межправительственных документов, и касательно внутреннего законодательства Украины (законов, постановлений и указов), которая будет гарантировать легитимную и нормальную работу консорциума на 30--50 лет», -- говорит чиновник.
О передаче прав собственности на украинскую трубу сейчас речи не идет. По словам собеседника газеты «Время новостей», какие-то решения в этом направлении могут быть приняты только после полного анализа состояния газотранспортной сети и согласования с собственником -- украинским государством. Вопрос о том, кто возглавит компанию, пока не обсуждался.
Когда все условия для создания реального консорциума, который станет операторам ГТС, появятся, начнется второй этап. Тогда понадобится увеличение уставного капитала, привлечение иностранных партнеров и т. д. Как все это будет происходить на деле, станет известно только по итогам предстоящего года работы. В то же время чиновник говорит о возможности для иностранных партнеров подключаться к созданию консорциума уже на предынвестиционном этапе. И первый кандидат на это -- немецкий концерн Ruhrgas, как и предусмотрено трехсторонним российско-украинско-германским соглашением. «Нас бы устроила схема, когда включение нового участника произойдет за счет паритетной уступки долей НАК «Нефтегаз» и «Газпрома» в его пользу, но с сохранением за российской и украинской сторонами совокупного контроля», -- говорит чиновник. То есть Россия и Украина вместе должны контролировать не менее 50% в проекте.
Излишняя же политизация вопроса, по словам правительственного источника, особенно на Украине, сделала свое дело: «Переговоры шли и идут сложнейшие, но не из-за сложности документа, а по политическим причинам, прежде всего из-за нестабильности в Киеве. Наши украинские партнеры просто боялись сказать лишнее слово». В связи с этим чиновник подчеркивает, что оценивать итоги кишиневских соглашений в терминах «кто кого переиграл» было бы неверно: «Никаких победителей, никаких проигравших нет и быть не может, мы просто нашли приемлемую формулу проработки создания консорциума. И очень надеемся, что на втором этапе вопрос будет более технологическим, поскольку политика здесь только тормозит процесс».
Однако особых надежд на снижение накала политических страстей вокруг консорциума питать не приходится. Председатель подкомитета по вопросам газовой промышленности парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма вчера пообещал обнародовать секретные документы, которые, по его словам, подтверждают, что создание консорциума повлечет финансовые потери для Украины. Более того, г-н Гудыма вынес на обсуждение Рады проект постановления, которым предлагается признать неудовлетворительным работу кабинета министров в сфере реформирования украинского нефтегазового комплекса. Последствием такого шага может стать начало депутатской кампании по реорганизации НАК «Нефтегаз Украины», что явится неприятным сюрпризом для исполнительной власти и России: название этой госкомпании включено в текст межправительственного соглашения, и любые пертурбации поставят под вопрос всю схему.
Алексей ГРИВАЧ