|
|
N°185, 08 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейские вольности
Начало жесткой бюджетной экономии отложено на четыре года
«Приспособлением к экономическим реальностям» назвал председатель Еврокомиссии решение продлить до 2006 года срок, за который национальные правительства должны привести свои бюджетные показатели в соответствие с требованиями Пакта о стабильности евро. Речь идет о том, что бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВНП. Решение Еврокомиссии должно быть утверждено на встрече министров финансов стран ЕС, однако европейские государства с более здоровыми финансовыми показателями объявили о намерении наложить на него вето.
Бюджетный дефицит, как договорились между собой еще в 1992 году в нидерландском Маастрихте 12 стран ЕС, является основным параметром для вступления в «европейский клуб». Позже, когда в 1996 году был принят Пакт стабильности евро, Брюссель обзавелся и необходимым карающим инструментом: страны, бюджетных дефицит которых превышал 3%, облагались штрафными санкциями. Их размер, в зависимости от размеров сверхнормативного бюджетного долга, составлял от 0,2 до 0,5% ВНП. Правда, определенные послабления могли быть оказаны государствам, которые постигли «непредвиденные обстоятельства» -- например, природные катаклизмы или резкие экономические обвалы. Видимо, по этой причине в нынешнем копенгагенском документе Еврокомиссии впервые открыто говорится о том, что Германия, на которую обрушилось наводнение века, в 2002 году «имеет право» переступить 3-процентную границу бюджетного дефицита.
Между тем еще задолго до потопов было ясно, что Германия (а вместе с ней и Португалия) в 2002 году никак не уложится в требования Пакта стабильности евро. В Брюсселе уже было заготовлено «голубое письмо» -- предупреждение для штрафников. Тогда Берлин предпринял неимоверные усилия, чтобы отвратить от себя эту беду накануне выборов в бундестаг. Федеральный министр финансов Германии буквально рвал на себе в Брюсселе рубашку, уверяя Еврокомиссию, что в 2004 году немецкий госбюджет будет полностью сбалансирован. Германию спасли не только капризы природы, но и, судя по заявлениям Брюсселя, слабая воля его чиновников. Романо Проди откровенно сказал в Копенгагене: «Сама по себе Еврокомиссия слишком слаба, чтобы осуществлять стабильность бюджетной политики в еврозоне. К тому же у нее нет поддержки европейских столиц».
В двух их них, Париже и Риме, предложения председателя Еврокомиссии встретили с радостью. Ведь теперь не только у немцев, но и у французов и итальянцев отпадает необходимость не только в жесткой экономии, но и реформировании структуры бюджетных расходов. Как минимум до 2006 года.
Юрий ШПАКОВ, Берлин