|
|
N°185, 08 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деньги - на бомбу
Россия напомнила Европе о своем химическом оружии
Россия может выйти из международной конвенции «О запрещении разработки, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении». Об этом на 5-й конференции Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге заявил заместитель председателя Государственной комиссии по уничтожению химического оружия, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов. Выход из договора станет возможным, уточнил он, если конференция не продлит сроки уничтожения российского химического оружия с 2007 года до 2012-го.
Перенос сроков на пять лет не противоречит положениям конвенции. И о вероятности такого развития событий задолго до конференции не раз говорил генеральный директор Агентства по боеприпасам Зиновий Пак, в чьем ведении находятся все семь арсеналов химоружия. Г-н Пак объяснял такую позицию экономическими трудностями. На программу ликвидации 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ потребуется, по разным оценкам, от 3 до 6 млрд долл. 70% расходов берет на себя Россия, остальное -- финансовая помощь стран-доноров. Без нее не могут быть построены в срок три завода по уничтожению отравляющих веществ.
Как сказал обозревателю газеты «Время новостей» директор программ экологической организации «Российский Зеленый Крест» Владимир Леонов, США до сих пор не подтвердили свое обещание профинансировать строительство завода (самого производительного из трех запланированных) в Щучьем Курганской области. А это ни много ни мало 888 млн долл. Отсутствие заводов означает срыв обязательств по конвенции и следующее за этим исключение России. Наша делегация поспешила превентивно заявить о возможном выходе из первого в мировой истории подобного соглашения, необходимость в котором возникла сразу после применения химического оружия немцами на реке Ипр в Бельгии в 1914 году.
Но заявление генерал-майора Безбородова в Гааге может спровоцировать цепную реакцию. В силу логики международных отношений, вслед за Россией конвенцию покинут Соединенные Штаты, уже уничтожившие 20% своих отравляющих веществ. По примеру американцев могут отказаться от предоставления донорской помощи некоторые европейские страны. Пикантность ситуации заключается в том, что Россия уже уничтожила в одностороннем порядке средства доставки химических снарядов -- пороховые заряды. То есть для тех же США химической угрозы со стороны России нет. Значит, незачем давать ей деньги, считают некоторые американские эксперты. А если и помогать, то в обмен на уступки в каких-то других областях.
Своими же силами Россия долго будет строить заводы по уничтожению химоружия и затем не менее долго его ликвидировать. Или оставит отравляющие вещества в тех же самых арсеналах, после чего непременно подвергнется давлению международного сообщества, которое панически боится того, что отравляющие вещества попадут в руки террористов.
В целом ситуация напоминает недавнюю историю с почившим в бозе Договором по ПРО от 1972 года. Ее следствием стало нарушение баланса международной системы ядерной безопасности. Однако в химразоружении надежда остается. Прогноз председателя комиссии по химическому разоружению Сергея Кириенко таков: «Скорее всего, нам не откажут, но и ничего сразу не утвердят». По его мнению, нам продлят сроки уничтожения того объема химоружия, которое требуется ликвидировать на первом этапе реализации программы. Ведь к 2003 году Россия должна уничтожить лишь 1% своего арсенала, то есть 400 тонн. К тому же правительство Швейцарии, например, уже через несколько дней после представления новой редакции программы «Уничтожение химического оружия в РФ» внесло в парламент страны предложение о выделении в ее поддержку крупной суммы. Продолжают действовать соглашения о предоставлении России средств с Великобританией, Канадой, Италией, Нидерландами, Германией, Норвегией и другими государствами. Евросоюз проводит в Лондоне тендер среди европейских компаний на строительство системы энергоснабжения спецобъекта в Щучьем. Лояльная к России позиция многих европейских стран позволяет рассчитывать на благоприятный исход.
Николай ПОРОСКОВ