|
|
N°184, 07 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Стекло не наш конкурент»
Группа Rexam, мировой лидер в производстве алюминиевых банок для напитков, недавно приняла решение инвестировать более 30 млн долл. в развитие своего российского производства. Эта сумма составит 50% годового объема всех инвестиций компании в разных странах. Российский рынок алюминиевой тары для напитков делят поровну две компании -- Rexam и «Ростар». Директор по маркетингу российского подразделения компании Rexam Анто СААР ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Екатерины САШЕНКО.
-- Чем вызван повышенный интерес вашей компании к российскому рынку?
-- В первую очередь увеличением потребления пива и, как следствие, ростом спроса на лучшую для него упаковку -- алюминиевую банку. Сегодня большинство крупнейших российских пивоваренных компаний разливает свое пиво в алюминиевые банки. Если в 1998 году доля баночного пива на российском рынке составляла всего 0,4%, то в 2001-м -- уже 7%, а в нынешнем она превысит 10%. Соответственно, и нам нужно увеличивать свои мощности. Российский пивной рынок сейчас особенно выделяется на общеевропейском фоне, а местный рынок банок для пива является самым быстрорастущим в мире, хотя по абсолютным объемам он еще значительно уступает аналогичным рынкам стран-лидеров. Каждый житель Германии, например, выпивает около 70 банок пива в год, в России мы в скором времени только достигнем показателя в десять банок. Потенциал рынка алюминиевых банок огромен. В 1998 году мы построили завод, способный производить 1,7 млрд банок для напитков в год. Сейчас мы расширяем мощности на 600 млн. Будучи лидером рынка, мы должны задавать темп. Кроме того, все мировые производители алюминиевых банок держат Россию «на прицеле». У всех у них есть папочка с надписью «Россия», поэтому нам не стоит бездействовать.
-- Вы связываете рост пивного рынка исключительно с использованием алюминиевых банок?
-- Алюминиевая банка -- самая современная и экологичная упаковка. У нас не всегда думают об экологии, а на Западе этот вопрос стоит очень серьезно: каждый лишний грамм, который выпускается в качестве упаковки, -- потенциальная угроза экологии. Банка -- это единственная упаковка, которая перерабатывается практически на 100%. Она прочная, абсолютно герметичная и не пропускает свет. Все крупные производители напитков с уважением относятся к ней. В этом есть и наш вклад -- уже в течение нескольких лет все российские производители банок для напитков объясняют потребителю преимущества этого вида упаковки. Честно говоря, мы занимаемся не свойственным нам делом. Нигде, кроме России, компания, работающая в секторе business to business, не занимается потребительским маркетингом и рекламой. Этот уникальный шаг стал следствием не только кризиса 1998 года, но и особой ситуацией на российском рынке потребления. Мы напрямую обратились к конечному потребителю, расширили работу не только с нашими заказчиками, но и со всеми пивоварами и производителями напитков, которые еще не разливали продукцию в банки. Ведь важен не только продукт, но и его качественная упаковка. Нам удалось создать не только новый бренд -- алюминиевую банку, но и отдельную товарную категорию напитков в банках.
-- А как относятся производители алюминиевых банок к производителям стеклянных бутылок?
-- Стекло не является нашим прямым конкурентом, потому что на любом рынке должна присутствовать разная упаковка -- выберет потребитель. Особенно это касается быстрорастущих рынков. Другой вопрос, какую долю в итоге займет каждая упаковка. Кроме того, важно отметить, что Rexam выпускает всю линейку тары для напитков: помимо банок стеклянные и пластиковые бутылки, банки и контейнеры. К сожалению, пока не в России.
-- Значит, все-таки в России стекольщики -- ваши конкуренты. Иначе зачем нужно было делать мощную рекламную кампанию в поддержку алюминиевой банки?
-- Да, может быть, конкуренты, но на данном этапе. Мы растем пока благодаря росту самого рынка пива и ни у кого кусок не отнимаем. Сейчас более 60% объема пива разливается в стеклянные бутылки. Конечно, по мере насыщения рынка и замедления темпов роста, возможно, нам придется конкурировать.
Компания Rexam входит в пятерку крупнейших в мире групп по производству тары для напитков. С сентября 2002 года компания попала в состав 100 крупнейших по капитализации фирм Великобритании. На предприятиях Rexam, производящих упаковочные материалы и расположенных более чем в 20 странах мира, занято свыше 22 тыс. человек. Годовой оборот компании -- около 4,7 млрд долларов.
Беседовала Екатерина САШЕНКО