Бум ввоза подержанных иномарок, охвативший всю Россию после того, как в прошлом году правительство поделилось с гражданами планами повышения пошлин на продукцию зарубежного автопрома, благополучно завершился. В минувшую пятницу -- первый день оформления по новым пошлинам -- на знаменитом столичном таможенном посту на улице Добролюбова впервые за многие месяцы было тихо и немноголюдно, а на таможенном складе было довольно много свободных мест. Хотя, если быть точнее, затишье здесь наблюдается уже с 1 октября. Поскольку и профессиональные перегонщики, и автолюбители, ввозившие машины для себя, поверили заверениям Михаила Касьянова и сообщениям прессы о том, что повышение произойдет в первый день последнего месяца осени. На самом деле,
как уже сообщалось, «Российская газета» опубликовала соответствующее постановление правительства только 3 сентября, и в силу оно вступило через месяц после публикации. Но воспользоваться таким подарком смогли лишь единицы. Во-первых, люди просто не знали о календарном подвохе. А во-вторых, в Москве проходит таможенную очистку не так уж и много иномарок старше семи лет -- тех самых, которых коснулось повышение пошлин. В богатую столицу привозят авто посвежее. 75--80% составляют иномарки не старше пяти-шести лет и не дешевле десяти тысяч долларов.
Хотя, как утверждает начальник Московского автотранспортного таможенного поста Игорь Кучук, поток иномарок в последние месяцы все равно был почти вдвое больше обычного. Не доверяя правительству, которое в проекте постановления о повышении пошлин неоднократно меняло и размер ставок, и возраст «нежелательных» для российских дорог машин, москвичи старались загодя обеспечить себя надежным четырехколесным другом. Поэтому в день московская таможня оформляла в среднем по 400 автомобилей вместо обычных 200--250. А в прошлый понедельник, 30 сентября, таможенники, чтобы избежать народного гнева, решили работать до часа ночи.
«С 4 октября нагрузка на таможню окончательно вошла в норму», -- говорит Игорь Кучук. Впрочем, по словам сотрудников таможни, это связано не только с новыми пошлинами, но и с началом «мертвого сезона»: осенью и зимой в Москву традиционно ввозится мало иномарок.
Однако если судить по одному из крупнейших в столице рынков «Автогарант», говорить о наступлении затишья преждевременно. В первые выходные после введения пошлин, как и в предыдущие дни, здесь продавались тысячи автомобилей, значительная часть которых лишь недавно ввезена из-за границы. Большинство выставленных на продажу иномарок имеют не московские, а брянские, калининградские, смоленские и курские транзитные номера. Растаможены эти машины были вдали от столицы, причем до введения пошлин. Последнее заметно и без разговоров с продавцами: цены по сравнению с летними выросли не столь существенно, по новым ставкам каждый из этих привезенных из Европы «Фольксвагенов» и «Опелей» стоил бы на 1,5--3 тысячи дороже. Торговцы же, с которыми удалось поговорить корреспонденту газеты «Время новостей», утверждают, что поднимать цену сейчас не имеет смысла, поскольку продать машину будет на порядок сложнее -- конкуренция велика, слишком много машин было ввезено в Россию накануне повышения пошлин. Тем не менее соблазнительную возможность подзаработать на ажиотаже упускать тоже никто не собирается. По наблюдениям завсегдатаев рынка, цены на иномарки за август и сентябрь выросли от 200 до 1000 долларов в зависимости от года выпуска и состояния машины. И конечно же, объясняется это не только ростом курса евро (а большинство автомобилей привозится к нам из Европы, где покупается перегонщиками именно на эту валюту) по отношению к более близкому россиянам доллару.