Время новостей
     N°184, 07 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2002
Свободная зона за колючей проволокой
МЭРТ хочет создавать особые экономические зоны по-новому
В ближайшие дни правительство будет решать судьбу концепции об особых экономических зонах (ОЭЗ), подготовленной Минэкономразвития. Первый вариант концепции рассматривался еще в марте, однако встретил такое ожесточенное сопротивление со стороны Минфина, Центробанка и ГТК, что был отправлен на доработку. Причем оппоненты выступали не против конкретных положений, а против создания ОЭЗ как таковых, напоминая о печальном опыте ЗАТО и зон типа Ингушетии, ставших внутренними офшорами. В ведомстве Германа Грефа убеждены, что предусмотрели все, чтобы новые ОЭЗ не стали «налоговыми дырами».

Суть концепции, как рассказал газете «Время новостей» источник в МЭРТ, такова. Для того чтобы избежать протекционизма, создание ОЭЗ возможно либо в «чистом поле», где нет никакого производства, либо вокруг «мертвого» завода. Зона будет огорожена забором с оборудованными таможенными КПП. При этом создать ОЭЗ на месторождении, например, нефти или газа, будет невозможно, так как зоны могут быть созданы только для реализации высокотехнологичных проектов. В зависимости от специализации предусмотрено создание двух типов ОЭЗ -- промышленно-производственные (заводы, производящие товары высокой переработки) и технико-внедренческие (по типу наукоградов). Зоны будут создаваться по соглашению между федеральными и региональными властями и только под конкретные проекты.

Государство со своей стороны предоставит ОЭЗ значительные льготы, но серьезно ограничит права предпринимателей, с тем чтобы исключить злоупотребления. Так, предприятие будет лишено права вести бизнес за пределами зоны, а также заниматься побочным бизнесом. При этом площадь промышленно-производственной зоны ограничена 10 кв.км, а технико-внедренческой -- всего лишь 1 кв.км. Зато инвесторам придется вкладывать деньги только в само производство. Строительство всей транспортной и коммуникационной инфраструктуры будет финансироваться из бюджетов субъектов федерации. Федеральный же бюджет возьмет на себя освобождение на несколько лет от уплаты налогов на прибыль и на имущество. Как поясняет источник в МЭРТ, налоговые льготы не имеют первостепенного значения, но при создании затратного высокотехнологичного производства они просто необходимы. К тому же снижение ставки налога на прибыль стимулирует реинвестиции в основное производство. Также на территории ОЭЗ будет действовать упрощенный таможенный режим и низкие административные барьеры. Еще предпринимателям будет оказываться методическая помощь -- профильные министерства будут бесплатно консультировать желающих.

Но у противников ОЭЗ по-прежнему много доводов против. Так, ГТК пугает даже не предоставление таможенных льгот, а опасность создания «отверточного производства», когда беспошлинно ввезенные товары пройдут на территории ОЭЗ минимальную доработку, а затем будут проданы «на воле». Но эти возражения носят скорей технический характер. Глава ЦБ Сергей Игнатьев вообще, как полагают в МЭРТ, борется с концепцией по старой памяти, как бывший первый замминистра финансов. А вот Минфин действительно недоволен перспективой создания ОЭЗ. И проблема не только в освобождении от налогов, создание зон повлечет чрезмерно высокие административные затраты. В России не хватает денег, чтобы обустроить границу с Украиной или Казахстаном, а тут надо организовывать таможенные посты внутри страны, пояснил нашей газете начальник департамента налоговой политики Минфина Александр Иванеев. В эффективности ОЭЗ в Минфине тоже не уверены. Одно дело Китай, опыт которого часто приводят в пример, где при социалистической экономике действуют зоны с рыночными отношениями, а другое дело -- вполне рыночная и либеральная Россия.

Говорят противники и о том, что МЭРТ, с одной стороны, самым активным образом стремится в ВТО, а с другой -- принимает законы, которые могут быть расценены как государственная поддержка производителей. Но как сообщили газете «Время новостей» в переговорной группе, консультации со странами -- членами ВТО показали, что создание подобных зон не противоречит принципам этой организации.

И тем не менее, по мнению Минфина, концепция рискует оказаться «мертворожденной». Количество внутренних инвестиций ограниченно, а всерьез рассчитывать на иностранцев -- это утопия, считает г-н Иванеев. МЭРТ же убежден, что благодаря ОЭЗ в России могут появиться собственные Силиконовые долины. По оценкам МЭРТ, только за счет офшорного программирования Россия могла бы зарабатывать полтора миллиарда долларов в год. Не говоря уж о том, что ОЭЗ могут помочь воплотить в жизнь давнюю мечту правительства -- переориентировать экономику с сырьевых отраслей на высокие технологии.

Вера СИТНИНА