|
|
N°155, 26 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иных уж нет
Встречи военных СНГ становятся все менее представительными
Сегодня в двух столицах СНГ, в Душанбе и Киеве, пройдут заседания Советов министров обороны (СМО) и Совета командующих пограничными войсками (СКПВ) Содружества. Мероприятия вполне рядовые и плановые, заседание СКПВ в Киеве пройдет, к примеру, уже в 39-й раз. В столицу Украины, где будет обсуждаться, в частности, «Программа СНГ по борьбе с международным терроризмом и другими проявлениями экстремизма», прибудут главные пограничники девяти стран Содружества, не будет там лишь представителей Грузии, Молдавии и Туркмении.
Шире список «отказников» на встрече министров обороны в Душанбе. К «киевскому» перечню добавился Узбекистан. Этот отказ выглядит знаковым, ведь для Ташкента повестка дня душанбинского заседания СМО в высшей степени актуальна. Здесь и борьба с терроризмом и другими формами экстремизма, обсуждение ситуации на южных границах Содружества в связи с ситуацией в Афганистане и недавними столкновениями с прорвавшимися в Киргизию и Узбекистан боевиками и подготовка мероприятий в рамках создания объединенной системы ПВО стран СНГ.
Неучастие грузинских военных в киевской и душанбинской встречах высокопоставленный представитель официального Тбилиси объяснил газете «Время новостей» занятостью министра обороны Давида Тевсадзе и командующего пограничными войсками Валерия Чхеидзе. На грузино-российской границе была обнаружена, как известно, большая группа вооруженных чеченцев. Отсутствие представителей Туркмении и Молдавии на встречах уже давно никого не удивляет. Ашхабад вообще не принимает участия в деятельности военных структур Содружества с тех пор, как Туркмения объявила себя нейтральной страной. Кишинев также дистанцируется от военного сотрудничества в рамках СНГ.
Демонстративный жест Ташкента, видимо, является результатом недавнего бишкекского саммита шестерки стран -- участниц Договора о коллективной безопасности (ДКБ), на котором было принято решение о создании коллективных сил безопасности, в частности, в Центральной Азии. Узбекское руководство выступило тогда резко против. Ташкент считает, что задачам противостояния угрозам терроризма и экстремизма в регионе соответствует заключенное в этом году соглашение между четырьмя центральноазиатскими странами СНГ.
И хотя в этой связи пока рано говорить о расколе Содружества на два противостоящих друг другу блока -- участников ДКБ и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), определенная тенденция очевидна. Министр обороны Азербайджана, к примеру, приехал в таджикскую столицу с единственной целью -- официально «выразить беспокойство по поводу передислокации российской военной техники из Грузии в Армению -- страну, которая находится фактически в состоянии войны с Азербайджаном».
Напомним, что Баку вышел из ДКБ в прошлом году в знак протеста против предоставления российской военной помощи Армении, а Ташкент сделал то же самое, будучи недоволен созданием российской военной базы в Таджикистане.
Аркадий ДУБНОВ