|
|
N°184, 07 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Новые времена» для Латвии
Центристы потерпели сокрушительное поражение
Правящие в Риге последнее десятилетие латвийские центристы (партия «Латвийский путь») с треском проиграли выборы. В лидеры вышли правая партия «Новое время» и «красный» блок «За права человека в единой Латвии» («ЗаПЧЕЛ»).
Партия «Новое время» всю ночь праздновала победу в арендованном под партийный штаб особняке в Старом городе. Почти 24% голосов и 26 кресел в сейме -- неплохой результат для недавно созданной политической организации. Голосуя за «новых», народ, по сути, проголосовал за деньги, причем в прямом смысле: подпись лидера партии Эйнара Репше стоит на лучшей в мире партийной агитке -- латвийских бумажных деньгах. До того как уйти в политику, Репше бессменно возглавлял Банк Латвии. Для избирателей он, безусловно, символизирует стабильность латвийского лата.
Объединение «ЗаПЧЕЛ», (в народе -- «пчелы») отрывалось в полузакрытом ночном клубе в рижском аэропорту. «Пчелы», получившие 19% и 24 мандата, традиционно позиционируют себя как защитники интересов латвийских русскоязычных. В аэропорт «пчелиную» верхушку, включая и отсидевшего срок за членство в компартии Алфреда Рубикса, увез полковник Советской армии в отставке Дайнис Турлайс, ветеран афганской компании. По слухам, он не был уверен в столь громкой победе своей партии и в итоге проспорил товарищам ящик коньяка.
На третьем месте оказалась входящая в нынешнюю правительственную коалицию и руководимая трехкратным бывшим премьер-министром Андрисом Шкеле правая Народная партия, набравшая около 17% голосов. В законодательном органе у нее будет 21 мандат. Это единственная из правящих партий, которая при нынешнем протестном голосовании смогла сохранить свои позиции и даже надежды на то, что ее лидер возглавит кабинет.
Партии «Латвийский путь», возглавляемой нынешним премьером Андрисом Берзиньшем, не помогло даже дисциплинированное голосование цыганского электората. В списке «путейцев» шел так называемый цыганский барон Нормунд Рудевич, глава цыганского культурного общества. Один из таборов -- несколько автобусов -- полдня колесил по Риге в поисках 15-го избирательного участка. Только там, были убеждены избиратели, можно проголосовать за выбранный ими список «Латвийского пути», который шел под 15-м номером... Однако ничто не помогло «путейцам» преодолеть 5-процентный барьер и попасть в сейм. Кстати, это может означать изменение внешнеполитического курса Риги -- ведь именно «путейцы» курировали МИД. Сами они говорят, что, мол, привели Латвию на порог ЕС и НАТО, а народ этого, увы, не оценил. Повезло тем, кто вовремя покинул тонущий корабль, как, например, бывший «путейский паровоз» и экс-премьер Вилис Криштопанс. На этих выборах он стартовал в списке «Зеленых и крестьян», завоевавших 9,5%.
С трудом перевалила барьер национал-радикальная партия «Отечеству и свободе». Хотя у них есть шансы оказаться, как и прежде, в коалиции. Не исключено, что «Новое время», стремясь сформировать парламентское большинство, будет охотнее торговаться с малыми -- от пяти до десяти мест -- фракциями. У них амбиций меньше и запросы не так высоки.
Несмотря на разницу предвыборных платформ, пять из шести парламентских партий едины в одном -- никто не желает сотрудничать с «пчелами». Горячая дружба с ними, по мнению некоторых политиков, явилась одной из главных причин провала Латвийской социал-демократической рабочей партии (ЛСДРП). Соцдемы и «пчелы» составляют большинство в столичном муниципалитете.
В целом выборы прошли спокойно. Проверяется информация о возможном подкупе «путейцами» избирателей. Согласно сигналу из провинции, за голос давали 5 латов (примерно 8 долл.). А в Екабпилсе -- районном центре -- в конверте для голосования оказался белый порошок. Пришлось на время арестовать все 3 тыс. бюллетеней. В Даугавпилсе -- центре самого русского региона Латвии, Латгалии, -- на избирательный участок приехала исполнить гражданский долг свадьба в полном составе.
В ближайшее время президент страны Вайра Вике-Фрейберга должна будет назначить главу правительства. Скорее всего ей придется сделать выбор между Эйнаром Репше и Андрисом Шкеле.
Дарья ЖДАНОВА, Рига