Вчера в Сочи прошла поминальная церемония по пассажирам и членам экипажа самолета Ту-154М с бортовым номером RA 85693 авиакомпании «Сибирь», который 4 октября прошлого года
был сбит над Черным морем ракетой С-200, выпущенной во время учений сил ПВО Украины на крымском полигоне Опук. В церемонии приняли участие родственники погибших, прибывшие в Сочи из Новосибирска и Израиля. После молитвы выступили главный раввин России Берл Лазар и мэр курорта Леонид Мостовой. Люди зажгли свечи и опустили в море цветы...
Напомним, что самолет совершал рейс №1812 по маршруту Тель-Авив -- Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров, в том числе 6 детей, и 12 членов экипажа. Командовал машиной Евгений Гаров. В 13 часов 45 минут отметка этого лайнера пропала с экранов локаторов Северо-Кавказского центра управления полетами. Государственная комиссия по выяснению причин катастрофы работала в Сочи, и именно туда свозили все, что удалось обнаружить на поверхности воды в месте падения Ту-154М. Тогда родственникам предъявили для опознания 15 тел. Все были опознаны.
Обломки самолета и тела были изрешечены стальными шариками диаметром 7 мм. Такими начинены боеголовки зенитных ракет С-200. Но не только этот факт послужил основанием для версии о непреднамеренном поражении лайнера ракетой. Отметки от ракеты были зафиксированы радарами военных станций слежения, и, как выяснилось спустя год, спасатели Сочинской территориально-поисковой службы МЧС, первыми прилетевшие на вертолете на место трагедии, видели корпус ракеты. И не только видели, но зафиксировали его на видеопленке. Вчера эти кадры были показаны сочинской телекомпанией «Эфкате».
Родственники погибших пока не получили ни цента компенсации от украинских властей. В феврале 2002 года Украина предложила выплатить семье каждого погибшего 10 тысяч долларов. После того как посол России на Украине Виктор Черномырдин назвал эту сумму неприемлемой, украинское правительство согласилось увеличить размер компенсации вдвое -- до 20 тысяч долларов. В течение весны и лета власти Украины не осуществили никаких выплат, ссылаясь на то, что им не предъявили полных списков жертв. Однако Генпрокуратура России заявила, что предоставила не только списки, но и десять томов уголовного дела.
Продолжающаяся волокита с компенсациями повлекла за собой волну индивидуальных исков к украинским властям. В сентябре в ходе слушаний по одному из этих исков, поданному в Печерский суд Киева вдовой и дочерьми бортинженера Валерия Лаптева, представитель минобороны Украины заявил, что вина украинских военных в катастрофе не доказана, так как официальное расследование еще не завершено, а «прямых свидетелей попадания ракеты в самолет нет». В октябре 2001 года министр обороны Украины Александр Кузьмук (вскоре ушедший в отставку) лично извинялся перед президентом и правительством Украины «за ущерб, нанесенный авторитету государства».
Вчера представитель МИД Украины Александр Чалый заявил, что на переговорах с Россией и Израилем в конце октября его ведомство предложит «конкретный юридический механизм урегулирования» вопроса о компенсациях. На что и когда могут рассчитывать семьи погибших, так и не прояснилось.