|
|
N°183, 04 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пропащий Козленок
В деле Golden ADA поставлена последняя точка
Президиум Верховного суда на днях по новой рассмотрел скандальное дело в отношении одного из руководителей фирмы Golden ADA Андрея Козленка. Его и ряд крупных бизнесменов и чиновников, в том числе бывших главу «Роскомдрагмета» Евгения Бычкова и начотдела аппарата правительства РФ Игоря Московского, обвиняли в беспрецедентных аферах с государственными алмазами и золотом на 200 млн долларов. Все они весной 2001 года отделались мягкими приговорами. Больше всех -- шесть лет тюрьмы -- получил сам Козленок. Верховный суд позже снизил ему наказание до четырех лет, и коммерсант вскоре вышел на свободу. Впрочем, Козленка и такой приговор не устроил, и он опротестовал его в президиуме ВС, который на днях приговор оставил в силе -- уже окончательно. Однако и тут без скандалов не обошлось. По нашей информации, сам Козленок уже давно куда-то исчез и сейчас недоступен ни для партнеров, ни для спецслужб, ни для адвокатов.
Эпопея с Golden ADA закрутилась еще в начале 90-х годов, когда государство страдало от отсутствия валюты, но имело на балансе огромное количество алмазов и золотых монет невысокого, правда, качества. Возникла идея обменять ценности на реальные деньги, а заодно выйти на американский рынок драгкамней. Партнера для этой операции искали так. Глава «Раскомдрагмета» Бычков, как следует из материалов дела, через своего знакомого, некоего Мелконяна, познакомился с двумя «новыми американцами» -- братьями Давидом и Ашотом Шагирян. В конце 1992 года они создали в США фирму Golden ADA (расшифровывается как American Diаmond Association), и Андрей Козленок поначалу к ней отношения не имел. После долгих согласований с участием Гайдара, Черномырдина, Бычкова, Московского, Федорова и т.д. было решено через фирму «Звезда Урала», являвшуюся, по сути, «дочкой» «Роскодрагмета», поставить Golden ADA крупную партию алмазов и золотых монет. При этом во всех документах стоимость ценностей была завышена на 15% от их рыночной цены, но братья Шагирян на это согласились, а сделку помимо правительства одобрили ФСБ и ГРУ.
По замыслу властей, часть вырученных средств должна была пойти на огранку алмазов в США, другая -- вернуться в казну. В 1993 году в Америку отправилась партия ценностей на сотни миллионов долларов, а вскоре там состоялась презентация ограночного цеха. Открывали его представители российского правительства и жена президента США Хиллари Клинтон. Примерно тогда же к Golden ADA присоединился и Андрей Козленок, возглавивший по представлению загадочного Мелконяна несколько зарубежных филиалов компании. Как позже выяснилось, выручка от камней и монет шла куда угодно, но не в бюджет. Согласно материалам дела, часть «алмазных» миллионов под предлогом покупки недвижимости для федеральных нужд получали со счетов в Токобанке несколько ответственных чиновников, которые позже скрылись в Израиле вместе с деньгами. Также крупные суммы уходили на сомнительные счета в Алмазбанке, Золотобанке и за рубеж. Сам же Козленок и братья Шагирян купались в роскоши -- скупали коттеджи по всему миру, владели собственными самолетами, вертолетами, яхтами и т.д. Впрочем, не обходилось и без эксцессов. По нашей информации, в 1995 году Козленка вместе с сыном похитили неизвестные, вывезли в Мексику и требовали у него 95% акций Golden ADA.
В середине 90-х годов Генпрокуратура начала расследование «алмазной» аферы, результаты которого известны -- все высшие чины правительства, принимавшие участие в сделках, остались в стороне. Братья Шагирян, как граждане другой страны, оказались для нашего правосудия недоступны (позже одного из них осудили в Доминиканской Республике за неуплату налогов, а второй за это же до сих пор находится в розыске). Глава «Звезды Урала» Николай Федоров получил пять лет, Бычков и Московский попали под амнистию. А самому Козленку позже скостили первоначальный срок еще на два года -- простили эпизод с мошенничеством в 1990 году с деньгами «Мосинрасчета».
Эта история на фоне афер с алмазами прошла незамеченной, хотя также была весьма скандальна. Еще до Golden ADA Андрей Козленок руководил СП «Совкувейт Инжиниринг». В конце 1990 года «Мосинрасчет» выдал СП кредит на 700 тыс. DM на оплату контрактов с германским предприятием «Гевика» и японским «Искра». Деньги так и не вернули, что и легло в основу обвинения. Однако, как указывают материалы дела, эти суммы «Совкувейт Инжиниринг» потратил на нужды ГУВД Москвы. Согласно показаниям главы «Гевики» Эрхарда Гюнтера Титтмана, Козленок вместе с одним из руководителей ГУВД генерал-майором Шаранковым и главой московской ГАИ Панкратовым лично приезжал в Германию (в том числе на заводы «БМВ» и «Мерседес»), закупить для милиции партию машин. Позже автомобили эти поступили в Россию на безвозмездной основе от «Совкувейт Инжиниринг» и были поставлены на баланс ГУВД. Кроме того Козленок создал уже совместно с МВД фирму для закупок за границей спецтехники. Поэтому этот эпизод ВС вычел из обвинения Козленка, сославшись на то, что он не имел умысла на мошенничество с деньгами «Мосинрасчета» и страдает тяжелой болезнью -- циррозом печени.
В результате уже в январе этого года Козленок вышел на свободу. Своим защитникам он тогда заявил, что уезжает лечиться на Украину, после чего просто пропал. Хотя, по данным наших источников в спецслужбах, Козленок бывал частым гостем в России, общаясь среди прочего с влиятельными представителями грузинской диаспоры, включая и воров в законе. Однако недавно и своих кавказских друзей, как говорит источник, г-н Козленок покинул и скрылся в неизвестном направлении, что грузинам не понравилось. Имеют финансовые претензии к г-ну Козленку и его адвокаты, собственно, и добившиеся смягчения приговора. Но найти Козленка, по имеющимся сведениям, пока никому не удалось. Более того, основной защитник эск-главы Golden ADA Виктор Семенов, по нашим данным, был недавно жестоко избит людьми, намекнувшими ему о «ненужности» споров с клиентом.
Г-н Семенов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» подтвердил факты определенных разногласий с клиентом и совершенного нападения, но от комментариев отказался.
Александр ШВАРЕВ