|
|
N°155, 26 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эх, прокачу! По всей России
Главная проблема российского кино -- отсутствие проката и как следствие - здоровых отношений между кинематографистами и публикой. Зрители то ли не хотят смотреть российские фильмы, то ли хотят, но бесплатно, то ли готовы платить, но им не дают такой возможности. До сих пор большинство кинематографистов уверено, что их радостной встрече со зрителем мешает лишь злая воля недобросовестных прокатчиков. Сегодня в России есть частные компании, закупающие фильмы у производителей и размещающие их по разным точкам, есть их коллеги, уже владеющие собственными кинотеатрами (от 1 до 5), есть муниципальные кинотеатры, пытающиеся самостоятельно строить репертуар. Есть центры российской кинематографии, рассеянные по всей стране, объединить которые в единую государственную систему проката -- главная сегодняшняя идея Министерства культуры. Проект АО "Российский кинопрокат" будет сегодня обсуждаться на пленуме Союза кинематографистов, так как государство, остающееся главным спонсором кинопроизводства, теперь намерено самостоятельно извлекать из него прибыль. Отношение к проекту в кинематографической среде неоднозначно. За разъяснениями к инициаторам идеи и ее оппонентам обратилась по просьбе газеты «Время новостей» корреспондент радио «Эхо Москвы» Вита РАММ.
Государство должно вернуть деньги, вложенные в кино
Первый заместитель министра культуры РФ Александр Голутва: Сейчас частный бизнес развивается динамично, а система господдержки абсолютно неэффективна, это размазывание денег по регионам, по кинотеатрам -- центрам российской кинематографии. Конечно, это помогает им поддерживать штанишки, но не более. Такая практика даже тормозит прокат отечественных фильмов, развращая, расслабляя тех, кто должен быть озабочен интересами отечественного кино. Сейчас все вянет, госструктуры растаскивают. Одни живут плохо, другие -- очень плохо, третьи -- так себе, но никто не развивается! Через несколько лет госсектор погибнет сам по себе, если не приложить сейчас усилий.
Каковы варианты решения проблемы? Первый -- включение системы налогов и льгот. Можно ущемить тех, кто показывает американское кино, или поощрить льготами тех, кто берет отечественное. То есть ущемить частных собственников, а поощрять дотациями центры российской кинематографии. Теоретически это возможно, но практически малореально и, с моей точки зрения, вредно. Это противоречит общей идеологии экономического развития России: нельзя убивать того, кто несет золотые яйца. Мы не заинтересованы в том, чтобы прекратилась реконструкция старых и строительство новых кинотеатров. Даже если там показывают только американское кино.
Второй путь -- административно-экономические меры. Самая известная из них -- квотирование показов зарубежных и отечественных фильмов. Этот путь также противоречит экономической политике России. Мы строим открытое общество, Россия нацелена во вступление в ВТО и другие международные организации. Квотировать -- значит, задушить бизнес.
Надо искать третий путь. Надо государству создать собственную систему проката, зарабатывать деньги и пускать доходы на развитие отечественного кино на законных основаниях. Нужно возвращать деньги, вложенные государством в кинопроизводство. Если доля государства в бюджете фильма -- 50% , то и прокатом должны заниматься уполномоченные государством структуры. Это мера тоже ограничительная, но более мягкая по отношению к нашим коллегам из частного бизнеса.
Нужно использовать тот ресурс государственных предприятий, который еще существует и бессмысленно расходует свой экономический потенциал, и помещения, которые они занимают. Целая система прокатных организаций -- "Кинорынок", "Совэкспортфильм" -- работает по принципу: каждый сам по себе, деятельность их не скоординирована. Мы ставим задачу -- создать акционерное общество "Российский кинопрокат" со 100-процентным участием государства на базе существующих предприятий. Мы хотим, чтобы были выделены деньги и получены гарантии под кредиты для проведения реорганизации, закупки фильмов. Параллельно должна идти работа с регионами, с местными руководителями, с частными инвесторами, чтобы подтягивать их в деятельность федеральной прокатной системы. В Москве уже возникает конкуренция по поводу фильмов между кинотеатрами, а в регионах -- кинотеатры просто отсутствуют. Но сегодня вклиниться в ситуацию еще можно. Лучше заработать копейку, чем не заработать ничего.
Такие предложения президенту и правительству уже сделаны. Мы пока говорим лишь об идеологии новой структуры. Ошибка предыдущих разработчиков -- они подсчитывали, сколько нужно денег, им отвечали -- денег нет. Мы меняем порядок -- хотим получить согласие на идеологию, и после этого, рассмотрев реальные источники финансирования (а кроме государства участвовать будут и крупные банковские структуры), готовить документы.
Нет задачи воссоздать госпрокат, вернуться в прошлое. Государственный прокат все равно проиграет в борьбе с частным. Но нужно создать структуру госпроката, чтобы потом его продать. Эта структура из государственной должна стать смешанно-государственной. Следующий шаг наступит через несколько лет: после изменения практики на рынке проката осуществится и полная приватизация всей системы. И не надо обвинять нас ни в желании все приватизировать, ни в стремлении создавать госмонополию. Правда, где-то посередине.
Будем конкурировать по законам рынка
Виктор Глухов -- руководитель департамента по развитию Минкульта РФ: Будет создан имущественный блок из предприятий нашей отрасли. Надеемся, что правительство выделит краткосрочный кредит, на который приобретем фильмы -- отечественные и зарубежные. Прокатывая их в сети, как в государственной, так и в частной, заработаем деньги. Мы надеемся, что компания, которая создается, будет сама в состоянии привлекать кредиты: имущественный блок стоит денег, и его можно будет закладывать. Мы понимаем, что без зарубежных фильмов репертуарная политика будет неполной. Опасений, что не сможем закупить хороших зарубежных фильмов, у нас нет. Насколько я знаю, долгих договоров ни у кого из дистрибьюторов нет. Будем конкурировать по законам рынка. Уверен, что компания, обладающая госгарантиями, госсетью, исключающая пиратство (ведь в сети будет электронный подсчет продажи билетов), сможет изменить ситуацию в свою пользу.
Не исключено, что будем привлекать и партнеров. АО "Российский кинопрокат" будет создавать дочерние предприятия, которые предполагают смешанную форму собственности.
Самый сложный вопрос -- прокат российских фильмов. Директора кинотеатров не заинтересованы помогать отечественному кино. Но тянуть их за уши никто не будет. Мы будем стимулировать создание нормальных картин. Даже среднее кино, если с ним работать, может принести какие-то деньги, если прокатывать его по всей России. Госсети это под силу.
Многие регионы сами предлагают войти со своими кинотеатрами в будущее АО, понимая, что своими силами им их не поднять. В Москве к сотрудничеству готовы «Дом Ханжонкова», «Иллюзион».
Киносеть должна создаваться самопроизвольно
Нина Прокопова -- директор к/т "Художественный": Наши режиссеры в прокате ничего не понимают. Снимая кино, окружают себя тайной. Но, закончив съемки, тут же требуют -- ставь завтра в прокат. Отечественный производитель до сих пор не понял, что репертуарная политика в любом кинотеатре готовится на 3--5 месяцев вперед.
Сколько же нужно убеждать продюсеров -- те, кто показывает, должны заранее иметь информацию о фильме, рекламные ролики.
У нас же рекламная кампания начинается, когда картина готова, тут все становятся ласковыми -- и продюсеры, и режиссеры. А показать рабочий материал, собрать заранее сеть кинотеатров, которые смогут прокатывать их фильм, пока ума не хватает.
Еще хуже, когда я знаю, что фильм заведомо непрокатный, и режиссер это знает, но все равно просит -- покажите. Ужасно в таких случаях разговаривать с создателем, в лицо не скажешь: это не то кино, которое интересно зрителю. Есть картины, за которые хватаешься и на которые точно будут ходить. Вот я с удовольствием взяла картину "Алхимики" Дмитрия Астрахана с Юрием Стояновым и Ильей Олейниковым, пусть она невысокого художественного уровня, но это кино для нашего зрителя, который отдохнет и посмеется вволю.
"Дневник его жены" Алексея Учителя более сложная картина. А режиссер ставит условия: первые две недели фильм должен идти на всех сеансах, а потом можно и реже. Я его поставила на сеанс в 16.30 по 70 рублей за билет, посмотрим, как среагирует публика. А картину Владимира Меньшова, учитывая тематику, поставила на 18.30 по 120--150 рублей.
Отечественных фильмов мало. Ни один центр отечественной кинематографии не сможет обойтись теми фильмами, которые выходят сегодня. Кроме того, большая их часть годится только для видеопоказа. Удачный пример нового российского кино «Брат-2».
Сейчас много говорится о федеральной киносети. Похоже, что воссоздается вертикальная структура, которую мы уже проходили. Регионы будут входить в нее имуществом, а федерация чем? Интеллектуальными возможностями? Федерация, не имея ничего, забирает у регионов имущество, и под это имущество будет брать кредиты и создавать сеть? Я за то, чтобы киносети создавались самопроизвольно. Это самый естественный способ развития.
Марк Рудинштейн возмущается: почему у нас сегодня кинообороты не достигли уровня нефтебизнеса? Да потому, что все деньги от кино крутятся в Москве и в Санкт-Петербурге. Владельцы киносетей -- "Каро" и "Империя кино" хотят захватить в центре как можно больше кинотеатров. Понятно, что легче в Москве подобрать еще один кинотеатр, чем заниматься этим в провинции. Почему в Новосибирске, допустим, согласны войти в федеральную сеть? До них фильмы не доходят! Но федеральная сеть -- это, увы, вчерашний, а не завтрашний день кинопроката.
Пять лет назад я уже читала про эти планы -- и ничего не получилось. Двадцать крупных кинотеатров по стране и пять, которые будут еще только строить в Москве и в Санкт-Петербурге, -- это федеральная киносеть?
Прокатом должны заниматься профессионалы
Валерий Шорунов -- исполнительный директор компании "Ист-Вест": У нас, в отличие от американской практики -- режиссер не только снимает кино, но и пытается определить политику проката. На мой взгляд, это радикальная ошибка. Творцы искренне недоумевают, почему их блистательный фильм не идет во всех крупнейших кинотеатрах страны. Мы же связаны с директорами кинотеатров и прекрасно осведомлены об их репертуаре на ближайшие полгода и знаем, что найти свободное окошко абсолютно невозможно.
Прокатом должны заниматься профессионалы -- это их хлеб, они несут ответственность за собранную кассу. Прокатчик может рассказать о пристрастиях зрителей, дать деловой совет и даже, возможно, внести коррективы в создание фильма -- такова мировая практика. Мы должны постоянно говорить о новом фильме, создавать атмосферу ожидания еще в процессе съемок, чтобы фильм стал событием -- чаще всего именно такие фильмы и становятся потом лидерами кинопроката. Задача прокатчика -- определить оптимальное время выхода на экран фильма, чтобы он нашел свою нишу, своего зрителя, чтобы конкурентное окружение, которое неизбежно, было благоприятным. Мы должны разрабатывать идеологию рекламной кампании и суметь провести ее в жизнь, тогда мы отвечаем за полноценный прокат.
Хорошая картина себя оправдает
Армен Бадалян, исполнительный директор кинокомпании "Парадиз продакшнз", владеющей кинотеатром «Ролан»: На рынке "Ролан" год с небольшим. Кинопрокатом мы стали заниматься задолго до этого, и мы ощущали, что некоторые очень качественные фильмы не могут найти своего зрителя. Мы стали покупать и показывать в «Ролане» арткино, и все наши проекты себя оправдали -- и фильм Кустурицы, и Джармуша, совершенно неожиданный коммерческий эффект у Альмодовара. Очень хорошо прошел фильм Вуди Аллена, а ведь его предыдущую еще до «Ролана» нами купленную картину мы в течение полугода не могли пристроить ни в один кинотеатр.
Мы стараемся угадать ожидания нашего зрителя. Зачастую это удается, но бывают и ошибки. Мы делим картины не на мейнстрим или артхауз, а на хорошие и плохие. Если картина хорошая, она всегда найдет достойное экранное время в "Ролане".
Вита РАММ