|
|
N°183, 04 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Татарам не все равно
В результате грядущей переписи татары окажутся у себя на родине в меньшинстве
Конфликтный потенциал переписи-2002 кроется в значительно большем, чем раньше, списке национальностей, к которым могут отнести себя граждане России. Наиболее серьезными последствиями это грозит Татарстану, «титульный» народ которого может теперь причислить себя, помимо собственно татар, к кряшенам (так называют татарскую этническую группу, несколько веков исповедующую православие) и мишарям (эта группа татар, говорящая на своем диалекте, живет в основном к югу от Камы). А за пределами своей республики наряду с «просто татарами» появятся татары астраханские и сибирские (последние -- с возможным дроблением на томских, тюменских, барабинских и других).
Глава национально-культурной автономии татар Тюменской области Файзулла Камалов недавно призвал соплеменников писаться «сибирскими татарами», чтобы получить статус коренного малочисленного народа и связанные с ним льготы. Однако тюменский муфтий Галимзян Бикмуллин выступил с «контрзаявлением», сказав, что татарский народ должен сохранить единство.
Препятствуют «дроблению» и светские власти Татарстана. Еще 17 января его Госсовет обратился к Владимиру Путину с просьбой воспрепятствовать появлению «новых» народов. Если часть татар «отколется», татар в республике, вероятно, станет меньше, чем русских. На расклад сил в Татарстане, прежде всего в прибыльных областях экономики, процентная рокировка вряд ли повлияет. Зато татарская националистическая оппозиция, которую Шаймиев загнал в угол в начале 90-х, сможет вновь поднять голову, раз татары после переписи почувствуют себя ущемленными по вине Москвы.
Особая напряженность связана с судьбой православных татар -- кряшен, которых в Татарстане около 200 тысяч. «Отдельность» кряшен проявляется помимо религии в их русских фамилиях и в особом богослужебном языке, основанном на переводе Евангелия, который выполнили русские миссионеры в XIX веке. Кряшены требовали признания себя отдельным народом еще 10 лет назад. Как утверждает председатель исполкома национально-культурного центра кряшен Виталий Абрамов, результат был обратный: снятие с должностей всех глав местных администраций из числа кряшен, изображение в местных СМИ кряшенов «ушедшими от мусульман, но не пришедшими к христианам». Абрамов надеется, что всему этому положит конец обретение кряшенами статуса равноправного народа Татарстана.
Поскольку ситуация вокруг кряшен завязана не только на национальных, но и на религиозных чувствах, слишком у многих будет соблазн «взорвать» ее выгодным себе способом. Причем «час Х» может наступить и после самой переписи: уже сейчас в Татарстане многие говорят о том, что при обработке ее данных следует ожидать подтасовок.
Константин КАЗЕНИН