|
|
N°183, 04 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самое важное для Молдавии - сотрудничество в энергетике
В понедельник в Кишиневе состоится саммит государств СНГ. Оптимисты связывают с этим событием надежды на активизацию интеграционных процессов. Пессимисты утверждают, что ничего не изменится и СНГ останется мертвой структурой. О том, чего ожидают от предстоящего саммита власти Молдавии, корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане ГАМОВОЙ рассказал министр иностранных дел республики Николай ДУДЭУ.
-- На днях президент Владимир Воронин подчеркнул, что важнейшая задача внешней политики Республики Молдова -- интеграция в Евросоюз. Ранее в качестве приоритетного направления назывались Россия и СНГ. Это взаимоисключающие посылы?
-- Это рассматривается в одном блоке, одно другому не противоречит. Для нас сотрудничество с СНГ -- очевидная необходимость, которая приветствуется ЕС и Советом Европы. Они не видят необходимости в том, что нам надо было делать выбор между Востоком и Западом.
-- Перед выборами молдавские коммунисты обещали избирателям продумать вопрос о присоединении Молдовы к Союзу России и Белоруссии. Теперь, находясь у власти, они отказались от затеи?
-- Обещание было дано избирателям, когда казалось, что вот еще чуть-чуть -- и Союз России и Белоруссии состоится. Сегодня мы видим, что процессы там идут не простые, потому мы продолжаем их наблюдать. Надо же все взвесить, особенно учитывая, что у Молдовы нет общих границ ни с Россией, ни с Белоруссией.
-- Молдавскому президенту принадлежит еще одна идея -- реформировать СНГ по типу Европейского Союза.
-- ЕС -- серьезная организация, становление которой проходило на протяжении долгого времени. Но нашу базу еще предстоит приблизить к тому состоянию, которое бы позволило перенимать наработанное европейцами. Мы не отторгаем ЕС, стремимся войти в него, эта задача -- один из приоритетов Республики Молдова. Но реальная возможность -- формировать у нас в СНГ демократические европейские нормы применительно к тому уровню, которого мы достигли.
-- О намерении интегрироваться в ЕС говорят многие страны Содружества. Тогда СНГ -- это временная структура на переходный период?
-- Мы не можем однозначно отказаться от наших традиционных связей. К тому же в рамках СНГ в последнее время принято много документов по кооперации -- о совместных поставках, совместных предприятиях и т.д. Западники ведь не ринулись вкладывать деньги в наши государства, так как условия у нас не те.
-- Пока дорастем до ЕС, надо выживать и расти вместе?
-- Верно. Например, у нас есть свободные энергетические мощности, но нет топлива. Только объединившись с энергосистемами Украины и России, мы получили возможность вложить свою долю в производство электроэнергии. И не только для внутреннего пользования, но и на продажу. Аналогичный случай: нефтеналивной терминал, который мы начали строить на берегу Дуная. Проект предусматривает и строительство порта. Имея это, мы смогли бы речным и морским путями отправлять молдавскую продукцию прямо в Санкт-Петербург и Москву. Для завершения строительства требуются инвестиции. Здесь интерес проявили москвичи, которые, кстати, производят необходимые суда-рефрижераторы типа «река--море». Мы поднимаем вопрос и о том, чтобы нефтепровод, идущий с Каспия через украинские Броды на Запад, прошел и через нашу территорию. Все это и есть реальная интеграция.
-- Какой из вопросов саммита особенно важен для Молдовы?
-- Сотрудничество в энергетике, которое создало бы гарантии национальной безопасности не только для нас, но и для других стран Содружества. За последний год в Молдове ни разу не возникла тревога по поводу того, что Россия может отключить нам газ, что раньше наблюдалось регулярно. Мы входим в зиму без авралов. Чтобы упрочить такое положение, важно сформировать энергетический альянс государств.
-- СНГ часто сравнивают с ЕврАзЭС.
-- Для нас ЕврАзЭС привлекателен экономической конкретикой. Жаль, что у Молдовы нет общих границ с этой структурой. Необходимо, чтобы туда устремилась Украина, стоящая между нами. Как вы знаете, Молдова и Украина сегодня являются наблюдателями в ЕврАзЭС.
-- Президент Воронин предложил создать на территории СНГ «евразийскую шенгенскую зону» с безвизовым режимом.
-- Этот вопрос дискутируется, он не внесен в повестку дня. Но сама идея свободного передвижения по территории СНГ граждан, товаров важна. И она будет обсуждаться, когда речь пойдет о свободной экономической зоне.
-- В странах СНГ много лет ожидают решения этого вопроса.
-- В Молдове это ощущается особенно остро. Около 50% внешнеторгового оборота и более 60% экспорта приходится на СНГ. На Западе, несмотря на то что мы стали членом ВТО, занять свою нишу сложно. ВТО не дает никаких преференций для того, чтобы мы могли свободно идти со своими товарами на западные рынки.
-- Будет ли обсуждаться на саммите приднестровская проблема?
-- В повестке дня ее нет. Но в неформальной части саммита, во время двусторонних переговоров, приднестровский вопрос подниматься будет -- например, на встрече Воронина с Путиным и Кучмой. Тогда будет обсуждаться и ход переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем, который идет тяжело. Мы вновь настаиваем на совместном с Украиной контроле приднестровского участка молдавско-украинской границы. Граница Молдовы должна быть закрыта по периметру. Никакого возврата к старому, когда Приднестровье, живя обособленно, пользовалось таможенными печатями Молдовы, не может быть. В этом нас поддерживают и Россия, и ЕС, и США.
-- Как вы относитесь к тому, что происходит на границе Грузии с Чечней?
-- Мы категорически осуждаем терроризм во всех его формах. Позиция России, на мой взгляд, верная и справедливая. Она, не нарушая международных правил, осуществляет операции, которые должны упреждать посягательства на спокойную жизнь россиян. Так бы поступило любое государство.
Беседовала Светлана ГАМОВА