Время новостей
     N°182, 03 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2002
Мюзиклизация всей Москвы
Классические московские театры получат в этом сезоне серьезный удар. Не эстетический, а финансовый -- зрителя продолжает переманивать новый для российской публики жанр. На стремление драматических театров к камерности и элитарности шоу-бизнес реагирует новой игрушкой -- богатым, густонаселенным, пестрым и быстроокупаемым музыкальным зрелищем.

Инициатива производства мюзикла чаще всего и исходит не от деятелей театра, а от представителей эстрады: Бориса Краснова, Филиппа Киркорова, дуэта «Иваси»... В мюзикле можно совместить большую театральную форму, о которой многие театральные режиссеры и думать перестали, и ассорти легких эстрадных приемов, от которых публика не перестает млеть. Появление мюзикла в России рождено модой на театральные развлечения, за которой собственно театр не всегда поспевает.

Шоу-бизнес имеет не только доступ к финансовым потокам, несравнимым с порядком инвестиций в самые богатые московские театры, но и ценный опыт раскрутки своих проектов. Репертуарные театры в редких случаях могут себе позволить рекламу отдельного спектакля; в лучшем случае раскручивается бренд, ставший известным еще в советское время. Продюсеры переманивают из репертуарных театров молодых актеров из массовки, которым все никак не удается выйти на свет. Состав любого русского мюзикла -- особенно в его среднем звене -- это спасенные судьбы актеров, которых моментально перевели из разряда невостребованных в статус звезд.

«Чикаго»

Проект «Чикаго» пока кажется самым многообещающим. Филипп Киркоров выбрал для постановки то самое, что сегодня по сердцу искушенным москвичам. Бандитский и респектабельный Чикаго 30-х, где мир криминала слился с миром истеблишмента. «Чикаго» утверждает: славы добиться легко! Так же легко, как быть оправданным за убийство, и так же легко, как убить неверного мужа. Америка смеется над собой и тут же умиляется своей шумной американской мечте. Героини слишком быстро и беспрепятственно проходят путь от cover-girl «Лучшая убийца месяца» до звезд мюзикла, и в этом мгновенном карьерном росте, видимо, и должен быть заключен All that jazz -- «вся эта суматоха, неразбериха, хаос».

Джазовая музыка «Чикаго» -- дерзкая, раскатистая, крикливая. Облик спектакля -- узнаваемый и манящий: высокие каблуки, черное белье, чулки в сеточку, котелки, тугие облегающие топы. Тюремные, наглые, зазывно вульгарные манеры. Девушка-конферансье в луче света объявляет, что публика сейчас увидит все, что ей на самом деле нравится: убийства и супружеские измены, насилие и коррупцию, жестокость и коварство.

Сюжетом большинства бродвейских мюзиклов становится сам процесс создания мюзикла. Эта тема присутствует и в «Метро», и в «42-й улице», и в «Чикаго», и даже в «Призраке оперы». Через мотив «мюзикла в мюзикле» перед глазами зрителя проходит вся «прогнившая» система американского общества, будто бы созданного, чтобы продуцировать исключительно коммерческие продукты. В один из самых горячих моментов в «Чикаго» адвокат Билли Флинн, намекая на евангельскую притчу о пяти тысячах хлебов, заявляет: «Если бы Иисус Христос явился в Чикаго с пятью тысячами долларов, его история сложилась бы иначе». Речь, разумеется, идет о том, что Сын Божий бросил бы проповедничество и занялся продюсированием собственного мюзикла.

«Чикаго» будет играться с 4 октября ежедневно на сцене Театра эстрады.

«42-я улица»

12 октября в Московском дворце молодежи стартует мюзикл «42-я улица». Его продюсер Борис Краснов, создатель авторского проекта «Бродвей в Москве», приготовил для зрителя манок не менее привлекательный: бродвейский мюзикл «42-я улица» будут играть бродвейские же артисты на английском языке. В Москву приехала ватага отвязных танцовщиков, которые отрепетировали мюзикл в помещении центра современного хореографии ВОРТЭКС на «Водном стадионе». Наблюдать, как они общаются, одно удовольствие. Hi! How are you? Fine! And you? -- только и слышится из гримуборных и репзала. И хотя не интеллектуалы они и не философы, но вытягивают губки в хоровой распевке и чечетку бьют исключительно профессионально.

«42-я улица» -- это мюзикл, сделанный по мотивам одноименного американского фильма 1933 года. Ремейк получился в другом жанре и с явной ностальгической слезой. И музыку Гарри Уоррена, и хореографию можно охарактеризовать одним словом -- «ретро». В 1980 году бродвейским продюсерам пришло в голову настроить общество на ностальгию по джаз-бандам, элегантному степу, безупречным костюмам-троечкам, фетровым шляпам и летучим женским платьицам а-ля Джуди Гарленд.

«42-я улица» -- еще и воспоминание о юности бродвейского театра. Сюжет -- старая как мир история закулисных интриг. Примадонна ломает ногу, и на первый план выходит скромная и трудоспособная золушка по имени Пегги Сойер. За 36 часов девушка разучивает 25 страниц текста, 6 песен и 10 танцев... и шоу спасено! Это событие празднуют весь второй акт, причем самой знаменательной песенкой оказывается композиция Lullaby of Broadway («Бродвейская колыбельная»), одних вдохновляющая на покорение высот шоу-бизнеса, других -- неудачников -- утешающая. На Бродвее выживают только юные и здоровые -- Young and Healthy, как поется в еще одной песенке «42-й улицы».

Мюзикл будет идти как минимум полгода на сцене Московского дворца молодежи восемь раз в неделю. Перевод прозаических диалогов и краткое содержание арий будет передаваться зрителям через наушники. Если за полгода москвичи «42-й улицей» насытятся, то у Краснова есть следующий проект -- «Cats» Эндрю Ллойда Уэббера.

«Иствикские ведьмы»

Мюзикл, который в феврале запустят на сцене Театра киноактера, тоже создан под влиянием одноименного фильма -- с Джеком Николсоном, Сьюзан Сэрендон, Мишель Пфайффер и Шер в главных ролях. В основе -- роман Джона Апдайка, но, кажется, ему следовать не стремятся.

В качестве эмблемы лондонского мюзикла выбран знак дьявола -- «отдельно взятый» улыбающийся мужской рот с плотоядно блестящими губами и дымящейся сигарой. Прибывший в заштатный Иствик мультимиллионер Дэниел Ван Хорн -- апостол секса и удовольствия -- заставляет трех женщин трепетать и мучаться.

Мюзикл «Иствикские ведьмы», премьера которого случилась два года назад в Лондонском королевском театре, воссоздается в Москве заново. От лондонского спектакля остались только музыка и либретто; над остальным работает польский режиссер Януш Юзефович, уже доказавший свою состоятельность постановкой «Метро». Стихи на русский язык перевел Алексей Кортнев; он же является одним из претендентов на роль Ван Хорна наряду с Дмитрием Певцовым и Сергеем Мазаевым. Среди актрис на роли ведьм называют последнюю ленкомовскую Кончитту Анну Большову.

На будущее

К концу сезона, вслед за «Собором Парижской Богоматери», в театре «Московская оперетта» должен появиться новый мюзикл «Ромео и Джульетта». Это детище французского театра несколько вторично по отношению к стилю «Собора» -- та же псевдоромантическая волнующая мелодика, тот же концертный стиль исполнения, такой же шумный, пестрый кордебалет и такая же полумертвая, неподвижная декорация.

Сразу к двум российским мюзиклам будет иметь непосредственное отношение известный петербургский шоумен, мастер театральных капустников и автор бессмертного гимна «А что артист несет домой?!» Вадим Жук. Совместно с Игорем Иртеньевым Жук пытается перекроить на новый лад сюжет Николая Эрдмана к фильму «Веселые ребята». Музыку своего отца переписывает Максим Дунаевский, а продюсирует новый мюзикл актриса Ирина Апексимова. Мюзикл «Веселые ребята» обещают показать в конце сезона на сцене театра «Новая опера».

Еще один мюзикл заказан Вадиму Жуку и композитору Александру Журбину главой театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом. В жанре полуоперетты-полумюзикла будет адаптирована чеховская «Чайка». Впрочем, на сборе труппы театра «Школа современной пьесы» чувствовалось, что актеры проектом недовольны. Один известный артист прямо спросил у главрежа о Журбине: «Зачем вы, Иосиф Леонидович, заказываете мюзикл классикам американской ресторации?!»

Все вместе

Уже к декабрю в Москве на различных площадках ежедневно будут идти три мюзикла. И это не считая «Метро» и «Собора Парижской Богоматери», идущих не ежедневно. Легко себе представить пиар-войну, которую будут вести мюзиклы-конкуренты. Опыт Бродвея и Вест-Энда, где ежедневно идут десятки мюзиклов, Москве не указ. По крайней мере, нашим мюзиклам не стоит обольщаться: вряд ли им удастся переманить на свою сторону традиционную театральную публику по той простой причине, что столичный театр пока не сдает ни своих высоких позиций, ни традиционно низких цен. Вряд ли стоит всерьез надеяться и на привлечение туристов -- их культурная активность не велика. А то, что плохой мюзикл может быть и вовсе проигнорирован зрителем, доказала история со словацким «Дракулой»: концертный зал «Академический» откровенно пустовал. Эффект незнакомого жанра не спас плохого искусства.

19 октября исполнится год со дня премьеры «Норд-Оста» -- все это время возникали слухи о том, что первый национальный ежедневный мюзикл испытывает проблемы со зрителями. Интересно было наблюдать, как менялся рекламный образ «Норд-Оста». От романтически-героического уклона на городской рекламе (мужественный летчик в коже и тяжелых северных сапогах, а рядом -- военный самолет) пиарщики «Норд-Оста» перешли к сентиментально-семейной «картинке», схожей с обложками женских романов (обнимающаяся смазливая романтическая пара, а на заднем плане -- не имеющая никакого отношения к «Двум капитанам» белоснежная яхта). Такая резкая смена имиджа свидетельствует: борьба за зрителя, которой так опрометчиво пренебрегают репертуарные театры, уже началась.

Павел РУДНЕВ