|
|
N°182, 03 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Посвящение в операторы
МПС обещает скидку избранным вагоновладельцам
Первый замминистра путей сообщения России Вадим Морозов вручил вчера 16 компаниям свидетельства о присвоении статуса «компания-оператор». Такой статус дает право заниматься коммерческими грузоперевозками, пользуясь инфраструктурой МПС. Среди новых участников рынка, в частности, «РусАлТранс» и Байкальская лесная компания. До сих пор на железных дорогах России работало 70 компаний-операторов, на долю которых приходится 13,2% от общей погрузки. К началу 2002 года в собственности независимых компаний было 43 067 вагонов. За 8 месяцев 2002 года компании-операторы приобрели 6141 вагон, из них 5223 -- новых.
В МПС заявляют, что пошли на целый ряд уступок, что должно привести к возникновению конкуренции на этом рынке. Осведомленный источник в министерстве сообщил газете «Время новостей», что, в частности, облегчены процедуры согласования и регистрации поданных компаниями документов, а также снижены требования к наличию подвижного состава. Теперь каждая компания, которая имеет хотя бы один вагон и обладает потенциалом к расширению парка (договоры аренды или приобретения вагонов у вагоностроительных заводов), может стать оператором. Главным «подарком» операторам, по данным газеты «Время новостей», станет возврат инвестиционной скидки, отсутствие которой, по мнению независимых перевозчиков, является одним из главных препятствий для их деятельности. Практика ее предоставления будет возобновлена в течение четырех месяцев.
Отмена порядка установления пониженных тарифов на перевозку грузов для компаний, приобретающих новые вагоны у российских заводов (введена МАП в 1999 году), обусловлена отсутствием механизма компенсации затрат МПС. До конца октября МПС, МАП, МЭРТ и Минтранс должны доработать проект предоставления операторам инвестиционной скидки. Как стало известно газете «Время новостей», существенным изменениям подвергнется реестр потенциальных получателей скидки -- она будет распространяться только на дефицитный подвижной состав (полувагоны, цистерны, минераловозы).
Однако усилия МПС не вызывают оптимизма у операторских компаний. Исполнительный директор Ассоциации компаний-операторов собственного подвижного состава Гайрат Власов (разработчик альтернативного проекта по предоставлению инвестиционной скидки) считает, что МПС на самом деле не стремится создать нормальные экономические условия для работы в конкурентном секторе, и иллюзий по поводу возврата скидки питать не стоит.
Яна ВИКТОРОВА