Время новостей
     N°181, 02 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2002
Окно в Берлин
На международной ярмарке современного искусства объем продаж заметно снизился
С 25 по 30 сентября в Берлине проходила крупнейшая международная ярмарка современного искусства «Арт-Форум Берлин», организованная выставочной компанией Messe Berlin. 155 галерей из 25 стран представили на ярмарке работы 1500 художников. За первый день работы «Арт-Форума» было продано произведений современного искусства на 250 тысяч евро.

2002 год для «Арт-Форума» стал седьмым по счету. Изначально ярмарка задумывалась как грандиозный фестиваль в новом центре искусств -- объединенном Берлине. Тогда, в середине 90-х, демократичный и энергичный Берлин казался серьезным конкурентом Парижу, Лондону и Нью-Йорку. Задумывая фестиваль актуального искусства, организаторы рассчитывали создать открытую площадку для молодых художников, кураторов, галеристов, которые бы приезжали в Берлин не только из Западной Европы, но и из бывших стран соцлагеря, а также из Азии и Латинской Америки. Силы устроителей были брошены на привлечение к работе в «Арт-Форуме» крупных музеев и коллекционеров. Для этого параллельно с коммерческой частью ярмарки устраивалась обширная некоммерческая программа -- обсуждения и дискуссии, экспозиции contemporary art в лучших выставочных залах, музеях и публичных пространствах Берлина. И надо сказать, к началу XXI века «Арт-Форум» достиг успеха. Например, в этом году на ярмарке были широко представлены галереи из Мексики, Чехословакии, Венгрии, Словении и России. Постоянно в выставочных залах на стендах галерей устраивались перформансы и презентации книг и каталогов. Однако при столь насыщенной культурной программе участники «Арт-Форума» отмечают заметный спад покупательской способности в Берлине. «Арт-Форум» стал явно проигрывать своим конкурентам -- «Арт-Кельну», «Арт-Базелю» и даже «Арт-Франкфурту».

Заметное падение продаж в Берлине специалисты связывают с общим кризисом, наметившимся в Германии. Это связано и с запоздалой реакцией на объединение ФРГ и ГДР, а также с недавним введением общеевропейской валюты. Самым успешным был 1999 год, когда многомиллионные продажи (тогда еще в дойч марках) стимулировали интерес к форуму.

В 2002 году общее число посетителей и, как следствие, общее число проданных работ заметно снизились, однако, по убеждению организаторов, ярмарка только набирает обороты. Многие из участников отмечают более жесткий отбор галерей, где в первую очередь отсекаются салонные художники.

Ценообразование на произведения искусства на «Арт-Форуме» вполне закономерно и оправданно. Работы художников, которые многие годы выставляются на крупнейших международных выставках (биеннале в Венеции, Сан-Пауло, Йоханнесбурге, Стамбуле, а также на Манифесте и проходящей раз в пять лет Документе), стоят на порядок больше тех, которые не удостоились участия в этих событиях. В рекомендациях к ярмарке организаторы уделили особое внимание художникам, которые участвовали в экспозиции Документы XI (выставка, недавно закончившаяся в Касселе и имевшая ошеломительный успех -- за сто дней работы ее посетило около 120 тысяч зрителей). Так, к примеру, лайт-бокс Джеффа Уола стоил 110 тыс. евро, а геометрические объекты-скульптуры Аниша Капура (Anish Kapoor) -- от 45 до 125 тыс. евро, небольшие фотографии однообразной провинциальной немецкой архитектуры Бернарда и Хиллы Бетчер (Becher Bernard und Hilla) оцениваются около 10 тыс. за штуку, новая инсталляция Моны Хатум -- 50 тыс. евро. Однако все вышеперечисленные художники давно уже вошли в классику современного искусства, произведения же молодых художников (на «Арт-Форуме» работ молодых было большинство) оценивались значительно дешевле.

Приятно отметить участие в «Арт-Форуме» отечественных галерей -- «Айдан», XL, «Улица О.Г.И.» и «VP-Студия», -- показавших в Берлине реальное состояние актуального московского искусства. На стендах наших галерей можно было увидеть работы Олега Кулика, Гора Чахала, фотопроект Викентия Нилина, живопись Николая Филатова, Сергея Шутова, Марии Погоржельской и дуэта Виноградова и Дубосарского, а также видеоработы Людмилы Горловой и Николы Овчинникова. Многие имена русских художников стали известны в Берлине после коллективных выставок «После стены» и «Давай! Давай!», так что немецкая пресса с радостью узнавала работы россиян. Можно сказать, что наши галереи и художники показали высокий уровень. Однако стоит заметить, что интерес к русскому искусству был бы намного живее, если бы параллельно с «Арт-Форумом» в некоммерческой программе была организована музейная выставка, к примеру из собрания Третьяковской галереи или Русского музея, а также устроен прием для VIP-гостей в посольстве России. Так поступили в этом году венгры и мексиканцы, для того чтобы поддержать на государственном уровне национальное искусство. Однако в России до сих пор не принято тратить на contemporary art ни сил, ни времени, ни денег.

Анна СВЕРГУН