|
|
N°181, 02 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркмения - взрывы и аферы
У Ниязова увели более 40 миллионов долларов
На жизнь первого вице-премьера Туркмении Реджепа Сафарова совершено покушение. По сведениям газеты «Время новостей», в ночь на 1 октября во дворе его ашхабадского дома прогремел сильный взрыв. Никто из жильцов не пострадал. Ответственность взяла на себя организация под названием «Фронт национального спасения Туркменистана». Судя по подброшенной листовке, «Фронт» от имени оскорбленных отцов и матерей мстил Сафарову за то, что он на протяжении многих лет занимается набором туркменских девушек для увеселения президента Туркменбаши.
Руководство туркменской оппозиции считает, что покушение организовано министерством госбезопасности страны, дабы приписать его оппозиционерам и развязать тотальный террор против всех инакомыслящих. Оппозицию уже обвинили в том, что ее лидеры стоят за кражей сорока с лишним миллионов долларов из туркменской казны.
Об этой невероятной истории президенту Туркмении сообщили не сразу. Шутка ли, из франкфуртского Дойче-банка с корреспондентского счета, фактически принадлежащего лично туркменскому вождю (он был оформлен как резервный счет Центробанка Туркмении) исчезли 41,5 млн долларов. Известно об этом стало в середине сентября.
Имя вора удалось установить очень быстро. Единственным клерком в банке, который умел пользоваться системой электронных переводов SWIFT (а именно с ее помощью деньги ушли от Ниязова), был 29-летний Арслан Какаев. Он исчез из Ашхабада раньше, чем там обнаружили пропажу.
Ярость Туркменбаши была беспредельной. На заседании кабинета министров 20 сентября он метал громы и молнии в адрес своих силовиков, и главное -- нового руководителя Центробанка Имамдурды Кандымова. Его однофамилец и предшественник на этом посту Сеитбай Кандымов, или «мой еврей», как его ласково называл туркменский сердар, уже несколько месяцев сидит в тюрьме, обвиненный, как и большинство бывших министров в мздоимстве. Туркменское телевидение показывало, как Кандымов-второй, стоя перед своим вождем, подобно провинившемуся ребенку, утирает нос платком и непрерывно плачет. Публичное покаяние не помогло бедняге -- он тут же был снят с должности и заключен под стражу. Ниязов отдал указание «в десятидневный срок вернуть деньги и найти вора», а также схватить злоумышленников-оппозиционеров, скрывающихся уже много месяцев за границей. Вождь убежден, что кражу десятков миллионов долларов могли организовать только они.
Расследование этой аферы, начатое туркменскими спецслужбами, от источников в которых газета «Время новостей» получила некоторые подробности, выявило, что еще в июле Какаев сумел перевести 1,25 млн долл. на счет английской фирмы Michigan Ltd. Спустя несколько недель, убедившись, что никто денег не хватился, он перевел двумя траншами еще 4,22 и 5,22 млн долл. на зарегистрированные на Сейшельских островах компании Perouette Ltd и Formex Corporation. 3 сентября Арслан Какаев получил задание начальника отдела международных операций Центробанка М. Гельдыевой провести еще две платежки, на которых стояла подпись самого президента Туркмении. Адреса, по которым должны были уйти деньги, нам неизвестны. Какаев, уже владеющий к тому моменту кодами системы SWIFT (обычно полный набор кодов складывается только как сумма его отдельных частей, которыми владеют несколько ответственных сотрудников банка), отправляет еще два транша: 20 млн долл. на счет некоей компании Swan Citi Bancorp Llc в Москве и 9,01 млн долл. на счет Telford Internatonal Holding в США.
Эти цифры и названия взяты из имеющейся в распоряжении газеты «Время новостей» копии решения арбитражного суда Туркмении от 4 сентября за подписью судьи Т. Джумаевой. Этим решением суд постановил взыскать 40 млн долл. с указанных выше компаний, которые проходят в деле как соответчики. Ответчиком же назван Дойче-банк, со счетов которого и переводились туркменские доллары. Самое любопытное, что данный вердикт освобождает Дойче-банк от ответственности, поскольку он «выполнял поручение истца», которым выступала в суде уже упоминавшаяся выше сотрудница Центробанка Туркмении М. Гельдыева. Другими словами, все формальности при переводе были соблюдены, все необходимые подписи имелись, вот только адресаты оказались не те. Но о решении суда, судя по всему, главе государства в те дни не сообщили -- либо простодушно рассчитывали, что деньги найдутся, либо это решение было оформлено задним числом.
Разумеется, решение суда никто не собирался выполнять, и деньги на счет Туркменбаши не вернулись -- скорее всего они уже переведены и спрятаны на других счетах. Туркменские сыщики утверждают, что в деле обнаружен след Парекс-банка из Латвии и какого-то российского финансиста, выходца из Туркмении. Самому же Туркменбаши, если верить его словам на разгромном заседании правительства, стало известно об этом только 16 сентября, а председателю туркменского Центробанка -- 10 сентября. За то, что он доложил вождю о краже только спустя шесть дней, он, в частности, и был наказан как соучастник преступления.
Наказаны уже многие. В тюрьме сидят мать, отец и брат банковского мошенника. На днях, будучи в Ташаузе, Туркменбаши публично обвинил работодателей Какаева в том, что они нарушили принципы его кадровой политики -- проверять родословную всех госчиновников до третьего колена, иначе бы обнаружилось, что отец Какаева когда-то в чем-то проштрафился. Уже конфискованы «в пользу малоимущих» девять домов, принадлежавших всей многочисленной дальней и близкой родне проворного клерка.
И наконец, главное. 23 сентября Туркменбаши позвонил Владимиру Путину и, как сообщила газета «Нейтральный Туркменистан», обратился к нему с «просьбой ускорить возврат незаконно переведенных в один из депозитных банков России 20 млн долл., что встретило поддержку и понимание В. Путина». В выступлении, транслировавшемся по туркменскому телевидению, это звучало несколько иначе. «Я дал поручение МВД и ФСБ России разыскать и вернуть деньги», -- сказал на туркменском языке «отец нации». Правда, соотечественникам он не сказал, что Путина он просил также выдать ему своего главного оппозиционера, бывшего главу МИД Бориса Шихмурадова. Туркменбаши все еще пребывает в святой уверенности, что экс-министр укрывается в Москве и даже регулярно встречается с российскими руководителями. По нашим данным, российский президент в очередной раз заверил г-на Ниязова, что Шихмурадова нет ни в Москве, ни вообще в России.
Аркадий ДУБНОВ