|
|
N°155, 26 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Комсомольская стройка завершена
Саяно-Шушенская ГЭС начинает работать легально
Сегодня состоится подписание акта приемки законченного строительства одной из крупнейших в мире Саяно-Шушенской ГЭС. В июне побывавшая на электростанции комиссия РАО "ЕЭС России" сделала заключение, что ГЭС готова к эксплуатации. Оставалось лишь дореставрировать плотину.
Электростанция до сих пор -- 15 лет -- работала, по выражению ее гендиректора Валентина Брызгалова, «как бы незаконно»: все тринадцать ее гидроагрегатов госкомиссией были приняты, а комплекс целиком -- нет. Он объясняет это так: «Мы были в поиске решений, как обеспечить поддержание в надежном состоянии этого сооружения».
Саяно-Шушенскую ГЭС строили с конца 70-х годов, это была самая крупная в те времена «комсомольская стройка». Сейчас в год станция вырабатывает в среднем 23,34 млрд кВт ч электроэнергии, причем ее себестоимость -- самая низкая в Евразии. С сентября, говорит Брызгалов, отпускной тариф составляет 2,85 коп. за кВт ч, что вдвое ниже, чем на всех других российских ГЭС, поставляющих энергию на федеральный оптовый рынок (ФОРЭМ). Это объясняется тем, что впервые в мире была сооружена высокая плотина в широком створе Енисея. В мире существуют и более высокие плотины, но они расположены в узком створе рек, также есть низкие плотины в широком створе.
Дешевизна электричества в прошлом году привлекла алюминщиков и даже легла в основу проекта по созданию энергометаллургического объединения на базе СШ ГЭС и «Объединенной компании «Сибирский алюминий» (ОКСА). Тогда главы РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и ОКСА Олег Дерипаска предлагали следующую схему проекта. На базе СШ ГЭС, Саянского алюминиевого завода (СаАЗ), Саянского завода алюминиевой фольги и Самарского металлургического завода, входящих в ОКСА, создается компания, в которой 30,6% акций будет принадлежать РАО, 32% -- ОКСА, а остальные 37,4% -- прочим акционерам. В результате СаАЗ, который потребляет более 20% электроэнергии, вырабатываемой на СШ ГЭС, будет получать ее не с ФОРЭМа, а напрямую с электростанции по себестоимости. Таким образом снизилась бы себестоимость алюминия, объединенная компания получила бы немалую прибыль (если бы проект был осуществлен, то, по предварительным расчетам, в 2000 году она составила бы 150 млн долл.), а энергетики -- дивиденды пропорционально своей доле.
Чубайс заявлял, что, создав объединение, можно будет отремонтировать СШ ГЭС и построить дополнительный водосброс, на что требуется 200 млн долл. Но у проекта почти сразу же появились противники. Прежде всего это Министерство энергетики и трудовой коллектив СШ ГЭС. Да и сам директор электростанции довольно скептически относился к проекту. Схему критиковали прежде всего за то, что имущественный комплекс ГЭС будет передан в состав компании, в которой РАО не будет владеть контрольным пакетом акций, сейчас же РАО принадлежит 79% акций СШ ГЭС. Плюс к этому, говорили противники, никто не застрахован от падения цен на алюминий, что отразится на прибыли объединения. Валентин Брызгалов год назад говорил Чубайсу, что «для энергетических объектов на первом месте должна быть надежность и безопасность, а прибыль -- это производное от надежности». Но, как отметил г-н Брызгалов, «к сожалению, Чубайсу последнее видится лишь как производное от прибыли».
Сейчас глава РАО поменял свою точку зрения. Создав концепцию по реструктуризации электроэнергетики, в которой прежде всего прописывается разделение генерации энергии, транспорта и сбыта, он заявил, что отказывается от идеи создания энергопотребительских компаний. Наблюдатели сразу же связали это с «похолоданием» в партнерстве Чубайса с Дерипаской.
Теперь для поиска денег на ремонт и строительство водосброса СШ ГЭС основная ставка делается на экспортные проекты, прежде всего китайский. В Хакасии сейчас имеется переизбыток энергии, которую можно экспортировать и получать от этого ощутимую прибыль.
Николай ГОРЕЛОВ