Красноярский краевой суд признал вчера несостоятельным
решение крайизбиркома о том, что выборы губернатора края были недействительными. Эта сложная фраза отражает реально произошедшее событие, а не то, как его восприняли в российском политическом бомонде. Все почему-то подумали, что это судебное решение ставит точку в красноярском скандале, и бросились поздравлять Александра Хлопонина с губернаторством, а себя с
торжеством демократии. Сомневался в том, что все закончилось, лишь виновник торжества. Обращаясь к неназванным противникам, Александр Хлопонин предупредил: «Я не намерен конфликтовать, но если другие стороны не пойдут на компромисс, будут приняты самые жесткие меры».
Дело в том, что суд признал решение избиркома неправомочным пока только по формальным признакам. Как заметил на суде представитель избирательного штаба г-на Хлопонина адвокат Сергей Мальтов, «нельзя отменить то, чего не было». Поскольку, по мнению суда, итоги выборов подведены не были, то и признать их недействительными трудно. Крайизбиркому велено собраться снова, подвести итоги выборов, а потом уже решать - были они действительны или нет.
Но если прав глава ЦИКа Александр Вешняков, что «при установлении итогов выборов в Красноярском крае была предпринята попытка использовать технологию захвата предприятий», то вся процедура принятия решения может затянуться на недели, а то и на месяцы. Представитель крайизбиркома Елена Кузьмицкая еще до вердикта суда заявила, что в случае неблагоприятного для комиссии исхода это решение будет опротестовано.
То есть теоретически крайизбирком может собраться сегодня и написать протест на решение краевого суда в суд Верховный. Тому понадобится пара дней, чтобы этот протест отклонить. Тогда избирком может собраться и, огласив итоги голосования, снова признать их недействительными. Далее - опять суд, потом еще один...
Но даже и после всех возможных судов комиссия может отказаться от исполнения судебных решений. Тогда, по словам г-на Вешнякова, «действия Красноярского избиркома будут расценены как воспрепятствование избирательным правам граждан, это может повлечь уголовную ответственность». «Ни один член Красноярской избирательной комиссии, который занял неправовую позицию, не останется в ее составе», - отметил он.
Но даже если ЦИК и распустит краевую комиссию, то половину ее будут формировать красноярские депутаты (спикер законодательного собрания - Александр Усс) и и.о. губернатора края Николай Ашлапов (выходец из «Сибирского алюминия»). В этом случае может оказаться, что и новая комиссия выборы не признает.
Однако, хотя картина, описанная выше, при нынешнем избирательном законодательстве вполне возможна, она вряд ли может стать реальностью. Федеральный центр единодушен в своей оценке событий и считает, что «красноярский скандал пора заканчивать». И те, кто затеял всю эту бучу, вряд ли долго смогут противостоять единой позиции Кремля и Белого дома. Не менее (а то и более) важно другое. В самом крайизбиркоме позиции противников Хлопонина не так уж сильны. Напомним, что решение о признании выборов недействительными было принято восемью голосами против шести. Один из голосовавших за отмену выборов, Геннадий Кострыкин, находится в больнице с диагнозом «гипертонический криз». Таким образом, у сторонников новых выборов перевес составляет всего один голос. Вполне возможно, что у «Норильского никеля» найдутся веские аргументы, чтобы убедить хотя бы одного избиркомовца поддержать Александра Хлопонина. В этом случае ситуация может разрешиться уже завтра. Если же г-н Хлопонин не станет искать аргументов или аргументы его оппонентов окончательны и обжалованию не подлежат, то дело вполне может затянуться.
Тем более что, судя по словам Александра Вешнякова, карьера фрондеров в избирательных комиссиях уже закончена. Вряд ли при губернаторе Хлопонине им найдется место во властных структурах Красноярского края. Так что терять членам избиркома уже нечего. И в этой ситуации решать, идти до конца или нет, будут не они, а те, кто за ними стоит.
Что же касается урока этой истории, то хочется надеяться, что прав губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, заявивший вчера, что скандал этот станет «достаточно жесткой зарубкой на память избирательным комиссиям, которым предстоит непростая работа во время выборов депутатов Госдумы и президента».