Минувший уикенд нанес серьезный удар по российской избирательной системе. Сначала красноярский избирком
признал выборы губернатора недействительными, а затем судья Татьяна Вавилычева по жалобе кандидата в мэры Нижнего Новгорода Вадима Булавинова арестовала бюллетени на всех избирательных участках города. Забавно, что жалобу свою г-н Булавинов подавал, когда другой претендент, теперь уже бывший мэр Юрий Лебедев, лидировал. А судебные исполнители изымали бюллетени, когда в лидеры (на 0,38 процента) выбился г-н Булавинов. В итоге г-н Булавинов попросил суд отозвать судебных исполнителей, а его представитель с трогательным прямодушием объяснил, что иск отозван потому, что «после получения данных о лидерстве Булавинова необходимость опротестовывать результаты отпала».
Новоизбранный мэр подозревал членов избирательной комиссии в излишней лояльности к Лебедеву, а теперь уже бывший мэр подозревает судебных исполнителей в излишней лояльности к г-ну Булавинову и скорбно восклицает: «Получается, что не важно, как голосуют, важно, как считают».
Красноярский опыт, увы, опровергает и эту истину. В России уже, похоже, не важно, ни как голосуют, ни как считают. Важно - найти веские аргументы для судьи и членов избирательной комиссии. И трудно не согласиться со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, заявившим вчера в Санкт Петербурге: «После выборов губернатора Красноярского края и мэра Нижнего Новгорода напрашиваются мысли, что нет предела совершенству законодательства об избирательной системе и о гарантиях избирательных прав». В общем, полный беспредел.
Между тем выборы в Красноярске и Нижнем Новгороде предпоследние, проводившиеся по старому избирательному закону 1997 года. Последние пройдут в Калмыкии, где избирают президента Кирсана Илюмжинова. Все последующие кампании будут проходить по новому закону. К примеру, после 20 октября невозможно будет по суду снять с выборов кандидата перед их проведением - судебные действия в отношении кандидатов прекращаются за три дня до голосования. Уменьшаются возможности «черных» политтехнологий, более прозрачным становится финансирование. Однако и в Красноярске, и в Нижнем Новгороде использованы технологии никак не противоречащие новому закону. У избиркомов останется право признавать выборы недействительными, в случае «если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей»( ст. 77 п. 1). Суд общей юрисдикции и в будущем сможет арестовывать бюллетени.
Хорошо хоть, что по новому закону решение суда обязательно для исполнения избиркомом. Сегодня и суд, и ЦИК могут лишь рекомендовать тому же красноярскому избиркому отменить свое решение.
Конечно, Хлопонин скорее всего останется губернатором. Премьер-министр Михаил Касьянов уже сообщил, что красноярский скандал «является недоразумением, которое будет улажено в ближайшее время в соответствии с законами Российской Федерации». Его слова разъяснила секретарь ЦИК Ольга Застрожная, заявившая, что
«решение крайизбиркома было принято, мягко говоря, без достаточных правовых оснований и должно быть отменено судом либо вышестоящей избирательной инстанцией - ЦИК».
Прояснилась ситуация и в Нижнем Новгороде. Глава ЦИК Александр Вешняков, вынужденный прервать свой отпуск, гневно осудил инициаторов красноярских событий, а к нижегородцам отнесся куда снисходительней. «К сожалению, у суда сдали нервы», - заметил он. Празднующий победу Вадим Булавинов тоже готов признать, что погорячился. Г-н Лебедев намерен судиться, но вряд ли это даст какой-либо результат.
Так что через неделю-другую обе эти истории отойдут в прошлое. И мы так никогда и не узнаем, действительно ли был нарушен закон г-ном Хлопониным, за кого проголосовали в Нижнем...
И еще немаловажно, что, скорее всего, сбудутся опасения Ольги Застрожной, и опыт Красноярска и Нижнего Новгорода будет служить «примером для подражания». А нет - придумают что-то новое. Поскольку, как верно заметил г-н Миронов, «нет предела совершенству».