|
|
N°180, 01 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Проект Ибаррече» отвергнут
Глава баскского правительства потребовал «свободной ассоциации» с Мадридом
Баскская террористическая организация ЭТА обещает сделать объектами своих атак правящую Народную партию (НП) и оппозиционную Испанскую социалистическую рабочую партию (ИСРП). Отныне все отделения и мероприятия НП и ИСРП на баскской территории будут рассматриваться сепаратистами как «военные цели». В заявлении, сделанном в воскресенье радиостанцией «Эускади Ирратия», подчеркивается, что «новая тактика» -- это ответ ЭТА на участие обеих партий в начатом Мадридом процессе запрета баскской партии «Батасуна». Одновременно ЭТА намерена затруднить участие НП и ИСРП в местных выборах в Стране Басков.
Тем временем испанская пресса продолжает обсуждать «революционное предложение» главы правительства автономной баскской области. Выступая в прошлую пятницу в местном парламенте, Хуан Хосе Ибаррече предложил сделать Страну Басков «свободно ассоциированным с Испанией государством» посредством «системы разделения суверенитета с Мадридом». Он также объявил о намерении своего правительства провести в ближайшее время референдум и взять в свои руки в одностороннем порядке те полномочия, которые все еще не переданы ему центральным испанским правительством.
По сути дела, глава баскского правительства захотел, чтобы Мадрид предоставил автономной баскской области право проводить референдумы, признал «баскскую национальность» со всеми вытекающими юридическими, политическими и административными последствиями, разрешил свободные связи автономной баскской области «с Наваррой и баскскими территориями во Франции», а также присутствие представителей Страны Басков в общеевропейских учреждениях.
«Проект Ибаррече» отвергли как центральное правительство в Мадриде, так и практически все партии. Даже баски из ИСРП сочли предложение «безответственным и способным спровоцировать беспрецедентную конфронтацию». Карлос Итургаис из баскской Народной партии считает, что Ибаррече «бросил вызов правовому государству».
После смерти диктатора Франко баскские и каталонские националисты потребовали признать за ними право на «национальность», однако премьер-министр Адольф Суарес ограничился административной децентрализацией -- в стране было создано 17 равноправных автономных областей. Баски и каталонцы так и не добились признания своего «национального отличия» от прочих испанцев. Именно это они, прежде всего баски, пытаются сделать сейчас.
Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон