|
|
N°180, 01 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Понедельник - день Шарона
Российский президент четыре часа беседовал с израильским премьером
Вчерашнюю встречу в Кремле с израильским премьером Ариэлем Шароном президент Владимир Путин начал со слов о том, что Москва осуждает террор как средство достижения политических целей. Российский лидер недвусмысленно назвал Израиль «ключевым элементом антитеррористической коалиции». При этом Путин одобрил нелегко давшееся Тель-Авиву решение о снятии блокады с резиденции палестинского лидера Ясира Арафата. Ведь урегулирование палестино-израильского конфликта по-прежнему остается ключевым для стабильности на всем Ближнем Востоке.
Обсуждение ситуации в регионе и двусторонних отношений заняло четыре часа вместо первоначально запланированных полутора. Руководитель российской дипломатии Игорь Иванов объяснил заинтересованность высокопоставленных собеседников в продлении переговоров необходимостью «детально и подробно рассмотреть проблемы, требующие скрупулезного анализа». При этом, по словам министра, стороны удовлетворены политическим диалогом и экономическим сотрудничеством (товарооборот приближается к миллиарду долларов), в которых наблюдается «положительная динамика».
Что касается палестинского узла, то Москва и Тель-Авив выступают за активную роль России в его долгосрочном урегулировании - как на двустороннем уровне, так и в рамках так называемого «квартета» с участием США, ООН и Евросоюза. Премьер Шарон и его российские собеседники сходятся в том, что мир и согласие между евреями и палестинцами должны быть обеспечены продвижением на трех направлениях. Речь идет о политической нормализации, обеспечении гражданской безопасности и решении гуманитарных проблем, остро стоящих для палестинцев после двухлетнего ожесточенного конфликта с государством Израиль. По мнению дипломатических источников, главная задача Москвы заключается в том, чтобы убедить Израиль вернуться за стол переговоров.
Израильтян беспокоит связь между палестинским экстремизмом и ситуацией вокруг Ирака. В рамках ставшего традиционным обмена разведывательными данными в области борьбы с терроризмом премьер Шарон предъявил российским партнерам свидетельства того, что Ирак предоставляет свою территорию для подготовки палестинских боевиков. Похоже, что тема подготавливаемой Вашингтоном военной операции против Багдада обсуждалась на переговорах значительно глубже и серьезнее, чем утверждают официальные представители сторон.
По данным западных и израильских СМИ, российское руководство сильно озабочено тем, что в случае начала новых военных действий в Ираке Тель-Авив уже не проявит такой же сдержанности, как в период войны в Персидском заливе в 1991 году. Тогда израильская армия по настоятельной просьбе Штатов не ответила на ракетные удары иракских «скадов». Теперь акция против Хусейна может вызвать новый кровопролитный всплеск арабской интифады и исламского джихада. И тогда в пылающее поле боя превратится весь регион.
Как политик премьер Шарон похвалил Москву за то, что та сумела уговорить Багдад возобновить переговоры с ООН о возвращении военных наблюдателей. В качестве профессионального военного он заинтересован в том, чтобы инспекторы доподлинно разузнали все возможное об иракском оружии массового поражения. Глава еврейского государства весьма заинтересован в информации о ракетном оружии, которое продавал Ираку еще Советский Союз. Кроме того, Шарона тревожат «некоторые аспекты» отношений России с Ираном - имеется в виду возводимая при российском содействии АЭС в Бушере.
Москва неспроста обращается с Израилем с такой бережностью и деликатностью. В российском руководстве хорошо помнят, что Тель-Авиву не занимать решимости и готовности применить самые жесткие превентивные меры в отношении тех сил и стран, которые, по мнению Израиля, угрожают его существованию.
Алексей СЛОБОДИН