|
|
N°180, 01 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец челночной эпохи
Правительство объявило войну «серому» импорту
С 1 октября вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу». Это очередная попытка правительства свести к минимуму «серый» импорт. Считается, что значительная часть полулегальных товаров поставляется в страну челноками. Против них, и в правительстве этого не скрывают, направлено данное постановление.
Отныне челноки смогут беспошлинно ввозить груз весом до 50 кг и стоимостью до 1000 долларов. Но и это только при личном присутствии на таможенном пункте хозяина груза.
Все, что превысит эти нормы, будет облагаться таможенной пошлиной и НДС на общих основаниях. Временно, до 1 января 2003 года, оставлены льготы для партий товара весом от 50 до 100 кг и стоимостью от 100 до 5000 долларов. Перевозимые товары такой категории не будут облагаться НДС.
Как уверяют в Минэкономразвития, разработавшем проект постановления, травлю челнока-одиночки государство организовывать не собиралось. Главным злодеем чиновникам представляются выросшие из торговцев с полосатой сумкой так называемые карго-фирмы, организовавшие бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом челноков -- частных лиц. Схема работы карго-фирм по беспошлинному ввозу товаров была проста. Перевозчики дробили груз на мелкие партии, оформляли на каждую партию доверенность от физического лица и ввозили товар, пользуясь законными льготами. Груз от 50 до 200 кг стоимостью до 10 тыс. долл. облагался 30-процентной пошлиной без уплаты НДС. Те, кто не ленился и делал партии товара совсем мелкими (весом до 50 кг), ввозили товар и вовсе беспошлинно. Теперь же, как ни дроби партию товара, уплаты не избежать. Льготы будут даваться «лично в руки» каждому челноку, соответствующему «стандартам 50/1000».
Потери понесут не только челноки, но и потребители. Нововведение обойдется покупателю в дополнительные 20% к нынешней стоимости товара. Именно такую сумму намерены прибавить к стоимости товаров владельцы торговых павильонов на рынках, когда начнут прибывать партии товаров, ввезенные по новым правилам. Пострадают от закручивания гаек не только те, кто покупает товар на вещевых рынках. Как рассказывал корреспонденту газеты «Время новостей» хозяин обувной палатки на вещевом рынке в Лужниках, тот же самый товар он продает в московские магазины, называющие себя «бутиками», где его сапожки из Китая превращаются в обувь «из Германии». По данным Российского союза кожевенников (который первый поднял перед правительством вопрос о введении пошлин на челноков), челночным способом в Россию завозится до 80% обуви. Карго-фирмами ввозятся в страну меха, сотовые телефоны, мелкая бытовая техника, парфюмерия, лекарства, продукты. Со странами Юго-Восточной Азии «серые» импортеры работают в несколько раз активнее, чем импортеры легальные.
Введение драконовских мер против челноков помимо подорожания товаров может вызвать и всплеск недовольства населения, лишившегося дохода от занятия челночным бизнесом. Челноков в России, по разным оценкам, от 4 до 6 млн человек. Как уверяют в МЭРТ, социального напряжения нововведение не вызовет, так как челноков в традиционном понимании этого слова (гражданин с тюком наперевес) на рынке импортных товаров почти не осталось. Однако несмотря на то, что в последние годы с помощью челноков-одиночек товары перемещаются в основном из крупных городов в райцентры, за границу челноки-частники ездить не перестали. Если в Москву обувь и одежду везут карго-фирмы, то в Приморье и Калининграде челночные рейды за границу до сих пор остались одним из главных источников существования жителей этих регионов.
Ирина СКЛЯРОВА