Премия Станиславского была вручена лауреатам в минувшую субботу. Церемония, как верно было замечено кем-то из выступавших, не имеет другой интриги, кроме порядка вручения почетных знаков -- золотого факсимиле Станиславского, букета цветов, диплома в рамке и чека на 3 тысячи долларов.
Фамилии лауреатов объявлены заранее, и все, кому это интересно, уже прокомментировали список с должной мерой уважения или иронии. Поэтому организаторы церемонии -- Международный фонд К.С. Станиславского -- стремятся сделать ее по возможности более торжественной и театральной.
На этот раз сценарий было поручено изготовить театральному критику Григорию Заславскому, а воплотить его -- молодому режиссеру, ученику президента фонда Марка Захарова Сергею Алдонину. В атриуме «Балчуга Кемпински» был выстроен бутафорский театр «Глобус», в окнах задника рассажены студенты театральных училищ в масках и костюмах эпохи Возрождения. На эту сцену вышли ведущие Ксения Кутепова и Андрей Смоляков и, пересыпая речь шутками и цитатами из Шекспира, двинули сюжет. Первым награжденным -- «за вклад в развитие оперного искусства» -- стал Борис Покровский. На сцену патриарх русского театра подняться, увы, не смог, но, получив микрофон, неожиданно бодро и даже звонко произнес речь, начавшуюся словами: «Я очень стар -- старее всех вас, но очень счастлив».
Выступления лауреатов, людей ярких и привыкших к публичности, были в основном интереснее заготовленных острот и номеров. Не появились на церемонии трое: награжденная «за педагогику» профессор Саратовской консерватории Валентина Ермакова (по болезни), получивший премию «за вклад в мировое искусство» Роберт Стуруа (из-за премьеры его спектакля в Тбилиси) и отмеченная «за высокое служение театру» Галина Волчек (без объяснения причин).
Все остальные в меру своих способностей соответствовали духу торжества, освященного «высоким именем Станиславского». Кама Гинкас, получивший премию за спектакль «Дама с собачкой», говорил об ощущении несовершенства собственного произведения, далекого от того идеала, за который, по представлению режиссера, он был бы достоин одобрения Станиславского. И вспомнил показанный в этот день по ТВ спектакль Анатолия Эфроса «Несколько дней из жизни г-на де Мольера» с участием нынешнего юбиляра, Юрия Любимова, премией Станиславского пока обойденного. Старались сказать что-то не слишком дежурное и «вручанты»: Марк Захаров об Александре Калягине, Видмантас Силюнас об Анатолии Смелянском, Олег Шейнцис о Сергее Бархине.
И неожиданно возникло ощущение несоответствия сути мероприятия -- внутрицехового, важного именно для тех, с кем вместе работают лауреаты, для кого их слова не пусты и кого тень ученичества, связанная с именем великого театрального новатора, возвращает к самой серьезной степени ответственности -- с необходимостью публичного характера торжества, устроенного на спонсорские деньги. Если бы нашелся гений церемоний, который сумел бы придать вручению премии -- кругу связанных с мхатовской школой художников -- законченный и привлекательный облик, годный для дальнейшей жизни среди других массовых мифов, то общественное значение премии Станиславского немедленно бы переросло просто поддержку мастеров культуры и стало действительно значимым. Пока же церемония идет на поводу у задач телевизионной трансляции -- и на картонной сцене сражаются на бутафорских мечах, жонглируют настоящим огнем, а в зале почти отсутствует широкая театральная общественность.