|
|
N°179, 30 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва оппонирует FATF
В Вашингтоне задан новый стандарт борьбы с финансированием терроризма
Прошедшая в выходные в Вашингтоне осенняя сессия Международного валютного фонда и Всемирного банка, а также совещание министров финансов и глав Центробанков стран «большой восьмерки» не принесли особых сенсаций. Дискуссия, как и ожидалось, шла вокруг трех тем: состояние мировой экономики, предупреждение и преодоление кризисов (в том числе с помощью механизма реструктуризации суверенных долгов) и борьба с финансированием терроризма. Именно по последней теме представители «восьмерки» призвали все страны выполнять решения Совета Безопасности ООН и сотрудничать с МВФ и ВБ в рамках нового разработанного ими механизма.
Новый подход Фонда и Банка к борьбе с финансированием терроризма, как уже сообщала газета «Время новостей» (см. номер от 27 сентября), заключается в оценке стран на регулярной основе и по стандартным критериям. За последние полгода МВФ и ВБ, взяв за основу рекомендации FATF (рабочая группа по противодействию отмыванию денег), разработали 48 своих критериев. Доклад о соблюдении этого стандарта станет составной частью доклада о соблюдении стандартов и кодексов, в котором содержатся еще 11 элементов, в том числе оценки налоговой, бюджетной, денежной политики и т.д. Впрочем, если подготовка экспертами Фонда и Банка нового отчета (она пока имеет характер рассчитанного на год пилотного проекта) -- это хорошая новость, то есть и плохая. Она состоит в том, что FATF, отказываясь на период пилотного проекта от пополнения своего черного списка, не отказывается от подготовки собственных докладов.
Несогласованность действий Фонда и Банка, с одной стороны, и FATF -- с другой, вызывает у многих стран недоумение и даже недовольство. Российский вице-премьер Алексей Кудрин, выступая в Вашингтоне, выразил мнение не только Москвы: «Мы поддерживаем намерение Фонда и Банка приступить к осуществлению пилотного проекта. В то же время предлагаемая процедура, согласно которой FATF и региональные организации в стиле FATF будут независимо от Фонда и Банка готовить свои доклады о выполнении стандарта под тем же названием, вызывает у нас большие сомнения. Это, по существу, приведет к образованию двух автономных процессов проведения оценок выполнения стандарта, хотя в обоих случаях итоговый доклад будет называться ДСКК (Докдад о соблюдении стандартов и кодексов. -- Ред.). И это при том, что Фонду и Банку, с одной стороны, и FATF и региональным организациям в стиле FATF -- с другой, пока не удалось договориться о взаимном признании итоговых докладов. Кроме того, мы хотели бы убедиться, что FATF и региональные организации в стиле FATF будут придерживаться принципов равного подхода, добровольности и сотрудничества, принятых в Фонде и Банке. Хорошо известно, что в настоящее время FATF этих принципов не придерживается».
Безусловно, занять такую жесткую позицию г-ну Кудрину позволил тот факт, что Россия за последний год достигла огромного прогресса в установлении правил и механизмов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Но FATF по-прежнему считает это недостаточным для исключения России из черного списка. Общаясь с журналистами в Вашингтоне, Алексей Кудрин демонстрировал уже дежурный оптимизм по этому поводу. «Сегодня было заявлено о том, что Россия практически готова к исключению из списков. Конечно, ждем результатов работы миссии (находящейся с визитом в Москве миссии FATF. -- Ред.). Сегодняшнее обсуждение позволяет надеяться, что это может произойти даже уже в этом году», -- рассказал г-н Кудрин после встречи с коллегами по «восьмерке».
Экономические показатели России, а также ее несомненные (для всех, кроме FATF) успехи в противодействии финансированию терроризма делают все более прочной репутацию Москвы как центра стабильности в регионе. «Политическая или гражданская нестабильность любого рода плохо влияет на экономическое развитие, и нестабильность в некоторых странах Кавказа и Центральной Азии определенно вредит перспективам роста, -- заявил газете «Время новостей» глава 2-го Европейского департамента МВФ Джон Одлинг-Сми. -- Существуют и другие отрицательные экономические последствия нестабильности: правительствам может оказаться трудно собирать доходы и, следовательно, обеспечивать финансирование намеченных расходов, если у них нет твердого контроля над всей территорией страны; кроме того, в ситуациях слабого правительственного контроля процветает коррупция». (Полностью интервью с г-ном Одлингом-Сми читайте в завтрашнем номере газеты.) И Алексей Кудрин дал понять, что Москва готова быть «форпостом» мирового сообщества в Евразии. Он подчеркнул, что Россия «заинтересована в стабильности» в соседних государствах и Москва «очень внимательно сегодня следит за их состоянием и на этой основе корректирует свою политику».
Андрей ДЕНИСОВ