|
|
N°178, 27 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будущее в тумане
Интерес к «Гран-при США» неуклонно падает
Американцы гордятся тем, что история больших гонок на их континенте ведет свое начало с 1904 года, когда на Лонг-Айлэнде впервые был разыгран Кубок Вандербильда. Этот турнир проводился с 1904 по 1916 год, и в нем с удовольствием принимали участие европейские гонщики. Но американцы всегда шли своей дорогой. Очень скоро сердца жителей Нового Света окончательно покорили более зрелищные гонки на овалах.
С 1950 по 1960 год этап «Инди-500» условно входил в чемпионат мира «Формулы-1», но в нем, как правило, принимали участие американские гонщики, и статистики в общий зачет чемпионата его не включают. В 1959 году частная инициатива Алека Ульмана, решившего показать Америке настоящие гонки «Гран-при», наконец-то нашла поддержку CSI (так раньше именовалась ФИА), и в Себринге состоялся настоящий «Гран-при США».
Но зрелище не привлекло внимания американской публики. Посмотреть, что собой представляет «Формула-1», пришло всего около 20 тысяч зрителей. Кто бы мог подумать тогда, что уже через десять лет «Гран-при США» будет собирать на трибунах более 100 тысяч любителей автоспорта. Но случится это уже на автодроме «Уиткинс Глен», расположенном в штате Нью-Йорк. В 70-е популярность «Ф-1» за океаном выросла настолько, что в 1976 году США стала второй страной, которая получила право провести два «Гран-при» за один сезон (первой была Италия в 1957 году). Это внесло заметную путаницу в исторические хроники, поскольку теперь приходилось различать «Гран-при США» (Восток) и «Гран-при США» (Запад), а позже появились «Гран-при» Детройта, Лас-Вегаса, Далласа...
Как ни странно, но именно с этого времени зрительский интерес американской публики к «Формуле» начинает падать. Известные своими патриотическими амбициями американцы все меньше хотели наблюдать за победами чужеземных гонщиков. Во многом их интерес к этим европейским состязаниям держался исключительно за счет великого Марио Андретти. А после того как в 1979 году в США появляется гоночная серия «Инди-Кар», под чьи знамена собирается весь цвет американского автоспорта, любовь янки на долгое время переключается на своих. Организаторы «Большого приза США» несут убытки, и в 1991 году «Формула-1» и вовсе покидает «враждебную» территорию.
«Королевские гонки возвращаются в США» -- такие заголовки появились в прессе в ноябре 1998 года, а уже 10 мая 1999 года представители автодрома «Индианаполис Мотор Спидвей» и администрации «Ф-1» официально объявили, что «Гран-при США» пройдет на строящейся трассе в Индианаполисе в 2000 году.
Организаторы хотели поразить всех действительно масштабным проектом. Точная сумма, затраченная на строительство трассы, точнее, огромного гоночного комплекса, не называлась, но журналисты писали о 75--100 миллионах долларов.
Невысокая стоимость билетов (всего 50 долларов на три дня) обеспечила успех первого «Гран-при США» в Индианаполисе. Осенью 2000 года автодром посетили 200 тысяч зрителей. Но в 2001 году их было уже 175 тысяч. Тогда падение зрительского интереса связывали с терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне. Однако и в этом году организаторы не ожидают от болельщиков аншлага. Пресс-атташе автодрома Фред Нэйшен заявил, что продано более 100 тысяч билетов, но это заметно меньше, чем в предыдущие два года. Если в 2000 году 25% зрителей составили туристы из Европы, то в этом году их число не превысит 10%.
Будущее «Формулы-1» в Соединенных Штатах будет зависеть от того, смогут ли организаторы «Гран-при» сохранить устойчивый интерес к королеве автоспорта. Но пока не появится «второй Андретти», американцев вряд ли привлекут сражения между немцами и бразильцами, англичанами и итальянцами. «Мы болеем только за своих» -- этот лозунг в США всегда был очень популярен.
Дмитрий СИТНИК