Время новостей
     N°178, 27 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.09.2002
Далай-ламы мировой рекламы
Галерея имени братьев Люмьер показывает авангард «для посвященных»
То, что конструктивистская плашка и шрифт без скруглений стали синонимом качественной современной рекламы, всем давно известно. То, что без фотоколлажей, монтажей и прочей вывихнутой в суставах повседневности картинки не было бы клипов Эминема, дураку понятно. Но о том, как рождался дизайн XX века, знают далеко не все. Лабораторию приоткрывает выставка «Светотени авангарда», начавшая на днях работу в фотогалерее имени братьев Люмьер. Она знакомит с экспериментами в области фотографии в России 20--30-х годов.

Судя по экспонатам, навязчивая в своем щедром изобилии нынешняя визуальная культура появилась в утлой келье монахов-затворников. На стенах крохотной галереи кнопочками приколоты выцветшие бумажки с малюсенькими фотками. Это материалы из собрания Государственного архива литературы и искусства. Многие вытащены на свет божий впервые. Оценят их только посвященные. Они герметичны и аскетичны. На одном листе ранний фотоколлаж Лисицкого -- голова художника, а глаз светится сквозь ладонь с циркулем. На другом -- заплетенный в буковки человечек с плаката Клуциса и Сенькина. На третьем -- супрематический блик от весов на черном фоне -- образец так называемой фотограммы, отпечатков предметов, проявившихся на светочувствительной бумаге без помощи фотопленки и фотокамеры.

Рядом висят снимки интерьеров выставок, оформленных Лисицким в Дрездене и Кельне. Одна из них именуется «Выставка гигиены». Отличное, между прочим, название и для нынешнего проекта у «братьев Люмьер». Ведь при желании авангард можно назвать гигиеной зрения, вселенской акцией «протри глаза». В конце XIX века оптика была засорена слипшейся декадентской виньеточностью, а авангардисты соскребли эту неразборчивую мельтешню из текущих линий и сплетенных лилий. С глаз долой -- из сердца вон. О точной траектории движения света позаботились фотохудожники двадцатых годов, далай-ламы мировой рекламы.

Сергей ХАЧАТУРОВ