|
|
N°178, 27 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Батона женского рода»
Объекты выставки Shop Design успешно конкурируют с проектами галереи Гельмана
В Центральном Доме художника проходит очередная, седьмая по счету, выставка торгового оборудования Shop Design. Как всегда, оригинальными оказались разделы некоммерческие.
В первый же день открылся постсоветский «Сельмаг» -- инсталляция, достойная украсить собой воображаемый музей соц-арта. Как и в прошлом году, «Сельмаг» стал частью раздела «Шоу Тенденций», где фирмы-производители представляют лучшие образцы своей продукции. Чтобы войти в «Сельмаг», надо преодолеть две преграды. Одна называется загадочным словом «сенсорматика» -- это дорогая суперсовременная противокражная система для магазинов. Другая выглядит проще и привычнее. Это занавес из лент-мухоловок, пленники которых устрашают своей подлинностью. На дорогих, частью красивых и почти модных, витринах лежит всякая всячина, которой до сих пор заполнены сельские магазинчики на необъятных просторах нашей Родины. Куски советского мыла и спички соседствуют с макаронами и карамелью, а табачные изделья (естественно, «Прима» и «Беломорканал») -- с вафлями и сгущенкой. На вешалках -- страшные ситцевые халаты, повсюду разбросаны деревянные ящики с гвоздями и лопаты. Даже в случае полной изоляции от цивилизации в сельпо на год хватит запасов лака для волос «Прелесть», водки, соли и гвоздей. Для интеллектуалов имеются школьные тетради традиционного грязно-зеленого цвета. На открытии был даже кролик в клетке -- тоже, видимо, предмет первой необходимости. «Сельмаг» -- метафора. По мысли авторов, современное оборудование без комплексного подхода к построению торгового пространства низводит интерьер любого магазина до уровня захолустной торговой точки.
Другая некоммерческая экспозиция -- «Продуктовый рай». Компания «DEBUST -- БЮРО» ставит опыт оформления торгового пространства с включением произведений изобразительного искусства -- декоративных панно и фотообъектов. На стенде серии фотографий с заковыристыми названиями вроде «Уклоноизгибы», «ЦЕНТРальный свод» (своды зданий торговых центров), наконец, «Батона женского рода» и «Багета мужского рода». К процессу именования фотографий, рассчитанных на установку в лайт-боксах продуктовых магазинов, авторы подошли творчески. Рыбки здесь «проснулись», луку -- «тесно», а банки шпрот являют собой истинный «Хаос».
По выставке толпами ходят представители торговых организаций, заявляющие, что «в душе они художники» и им необычайно нравится, когда товар возведен в ранг произведения искусства. Но вот незадача -- на дизайнерские шедевры приходится смотреть, подсчитывая деньги. Соответствует ли представление о цене художественного оформления торгового пространства стоимости выставляемых лотов, покажет аукцион, что пройдет на Shop Design в пятницу.
Надя ЛАРИЧЕВА