|
|
N°177, 26 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Храм не свят для террориста
Исламские боевики находят мишени и без вывески
Совпавшие трагические события в Индии и Пакистане напомнили, как сильна межрелигиозная ненависть в этом неспокойном уголке планеты. Первой жертвой экстремистов стал храм Сваминараян в городе Гандинагар в штате Гуджарат на западе Индии. Этот храм был построен десять лет назад богатой индуистской общиной, ежегодно его посещают до двух миллионов человек.
Под вечер во вторник два гладко выбритых и аккуратно одетых молодых человека перелезли через стену храмового комплекса и открыли по молящимся огонь из автоматов, а выживших взяли в заложники. Погибли 30 человек, в том числе женщины и дети. Вчера утром индийский спецназ взял храм штурмом. Погиб один спецназовец, оба боевика застрелены.
Хотя национальность террористов не установлена, при них были документы, свидетельствующие о принадлежности к группировке «Терик-э-Касас» («Путь мести»). В начале года по Гуджарату прокатились кровавые стычки между индуистами и мусульманами, жертвами которых стали более тысячи человек. Неприятная перспектива возобновления межобщинной бойни побудила правительство направить в штат дополнительные 3 тысячи военнослужащих.
Индийский вице-премьер Лал Кришна Адвани связал кровавые события в храме с «происками врага», то есть Исламабада. При этом он указал, что на Генассамблее ООН пакистанский лидер Первез Мушарраф почему-то упомянул о столкновениях в Гуджарате и возложил вину за них на «шовинистическую идеологию индуистских экстремистских организаций». В том же духе высказался главный министр штата Нахендра Моди, заявивший, что сразу же после речи Мушаррафа в ООН он понял, что «Гуджарат станет следующей целью террористов». Руководство правящей в Индии партии «Бхаратия джаната» приписало трагедию «поддерживаемым Пакистаном террористам», разозленным успешным ходом выборов в Кашмире.
Исламабад осудил теракт, при этом министр информации Нисар Мемон добавил, что произошедшее отражает неспособность националистических индуистских лидеров Индии создать в штате атмосферу религиозной терпимости. Однако всего через пару часов на юге Пакистана произошел теракт, показавший, что Исламабаду не стоит критиковать соседей за плохие отношения между религиозными общинами, -- сам он не может решить ту же проблему у себя дома.
Вчера рано утром нападению неизвестных боевиков подверглась христианская благотворительная организация «Идара-э-Амн-о-Инсаф» («Институт мира и справедливости») в городе Карачи. Эта структура почти 30 лет занимается помощью бедствующим рабочим, борясь за права трудящихся. Террористы сумели проникнуть в охраняемый офис, после чего связали сотрудников и расстреляли их в упор. Среди погибших трое пакистанских христиан и трое мусульман. Еще четыре человека получили ранения.
Пакистанская полиция забила тревогу еще в понедельник, когда при аресте исламских экстремистов, замешанных в нападении на консульство США, были найдены планы захвата христианских объектов в Карачи. Силы безопасности установили вокруг церквей заграждения из мешков с песком, с дверей христианских организаций начали снимать вывески. Эффективность последней меры сомнительна: офис организации, подвергшейся нападению, был предельно неброским и вывески не имел.
В мусульманском Пакистане проживают от 5 до 10 млн христиан, большая часть из них -- протестанты. На дискриминацию они жалуются давно, но после начала американской операции в Афганистане местные исламисты избрали христиан в качестве легкой мишени для мести Западу. В марте при нападении на протестантскую церковь в Исламабаде были убиты пятеро, включая жену и дочь американского дипломата. В августе произошли нападения на христианский госпиталь и школу, погибли десять человек. Протестантский епископ Виктор Молл из Пенджаба сказал, что трагедия в Карачи свидетельствует о неспособности властей защитить христиан: «Члены нашей общины чувствуют опасность, наших людей убивают».
Александр ЛОМАНОВ