Критика президентского советника Андрея Илларионова в адрес менеджмента РАО «ЕЭС России» достигла цели. Неделю назад, напомним, г-н Илларионов в очередной раз обвинил Анатолия Чубайса и его команду в том, что их деятельность только за последние полтора года привела к падению стоимости акций энергомонополии на 60 процентов. «В любой другой стране в такой ситуации менеджмент компании уже покинул бы свои места, так как продемонстрировал удручающую некомпетентность. У нас ничего подобного не происходит», -- говорил советник президента. Нынешняя ситуация в РАО, по его словам, «это национальная беда, национальная угроза и национальный позор».
Анатолий Чубайс вчера выступил на конференции Brunswick UBS Warburg и предложил «семь шажков», которые, по его мнению, «должны изменить стратегию развития» энергохолдинга: «Это новый стиль руководства, за неделю или месяц наши предложения не смогут поправить ситуацию, это стратегические предложения нашим миноритарным акционерам и инвесторам». «Шажки» вызваны прежде всего двумя факторами: снижением курса акций РАО за последние полтора года на 60%, а также подозрениями в продаже профильных активов во время реформ. Г-н Чубайс сформулировал это более коротко: «недостаточный учет взглядов миноритарных акционеров». О том, как все это исправить, г-н Чубайс вместе с членом совета директоров РАО, директором Prosperity Capital Management Александром Бранисом написали в письме председателю совета директоров, главе президентской администрации Александру Волошину. Они просят его рассмотреть «шажки» на завтрашнем заседании совета директоров и создать комиссию, которая будет корректировать деятельность холдинга в соответствии со стратегией развития. То есть, в соответствии с «семью шажками».
Александр Бранис пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что основное содержание письма к г-ну Волошину -- именно предложение о создании комиссии. Причем предполагается, что в ее состав войдут три человека: Анатолий Чубайс, Александр Бранис и «представитель финансового консультанта РАО». Обозначать более конкретно фигуру последнего г-н Бранис не стал, однако вполне очевидно, что речь пойдет о представителе Альфа-банка, выигравшего недавно тендер по консультированию РАО в процессе реформы.
Продекларированный г-ном Чубайсом «новый стиль» Александр Бранис оценивает так: «Главное, что не поменялась позиция менеджмента по ключевому вопросу: менеджмент по-прежнему намерен продавать активы, а не распределять их между акционерами. И это печально».
«Новый стиль» тем не менее предполагает следующие «этапы». Первый -- на полгода установить мораторий на продажу профильных активов и проведение опционов на покупку активов. Такой срок явно ниже того, что предлагали миноритарии (четыре года), однако г-н Чубайс говорит, что это именно его оценка: продажа может быть разрешена только после того, как будет выработан механизм оценки активов, произведена сама оценка, а затем разработан и утвержден механизм продажи и распределения прибыли от сделок. «Все это можно сделать за шесть месяцев, -- заявил газете «Время новостей» член правления РАО Андрей Трапезников, -- иначе через четыре года, пока будут идти реформы, мы подойдем к черте с прежними результатами». Аналитик Brunswick UBS Warburg Федор Трегубенко (один из немногих, кто после выступления г-на Чубайса сохранил негативное мнение о работе компании и не изменил рекомендацию «продавать» по акциям РАО) считает, что таким заявлением г-н Чубайс лишь подтвердил свое намерение продавать активы, а не распределять среди акционеров РАО. С ним согласен и представитель акционера энергохолдинга -- фонда Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. Он считает, что иное мнение может возникнуть только у тех инвесторов, которые впервые слушают г-на Чубайса.
Второй «шажок» -- чуть ли не единственный, который вызвал положительные отклики у акционеров и инвесторов. Менеджмент РАО предлагает не менять акции на кредиты и не закладывать их. Таким образом, сказал г-н Чубайс, сделка с компанией «Русский алюминий» по кредитованию строительства Богучанской ГЭС (алюминщики требовали в залог акции ГЭС) «приостанавливается». Г-н Трапезников добавил, что у акционеров было отрицательное мнение об этой операции и поэтому компания решила не проводить такую сделку, несмотря на то, что «это был всего лишь кредит». Отказ от сделки с «Русалом», считает г-н Бранис, со стороны РАО -- «жест доброй воли» по отношению к акционерам.
В «Русале» этот «жест» комментируют так: «Между нами и РАО «ЕЭС» был подписан меморандум о взаимодействии, не более того. Следовательно, выход из него не будет иметь для РАО юридических последствий, но будет иметь репутационные», -- заявил газете «Время новостей» начальник управления по связям с общественностью «Русала» Алексей Прохоров. При этом г-н Прохоров предположил, что энергетики смогут «представить иное, чем акции, обеспечение под планируемый к выдаче кредит (10 млн долл. для достройки Богучанской ГЭС. --
Ред.)». На планах самого «Русала» по расширению производства (строительство нового алюминиевого завода в Иркутске и второй очереди Саяногорского завода), уверен Алексей Прохоров, решение РАО никак не отразится.
Третий принцип, предлагаемый главой РАО, -- «никакой передачи активов государству, все сделки должны проводиться по справедливой рыночной цене». Речь идет о доле государства в Федеральной сетевой компании и Системном операторе, в которые в результате реформ преобразуется сегодняшнее РАО. Некоторые силы (особенно депутатские) заинтересованы в том, чтобы доля государства в этих компаниях была как минимум 75%, а то и все 100%. Однако, как утверждает аналитик Brunswick г-н Трегубенко, никакой конкретики г-н Чубайс не назвал, а потому нельзя оценить, сколько же стоят те акции, которые могут быть переданы государству. «Следовательно, это также негативная новость», -- полагает он.
Четвертый «шажок» -- принцип пропорционального разделения акций в ходе реструктуризации энергокомпаний. Он будет претворен в жизнь, говорит г-н Чубайс, если только сами акционеры не предложат что-либо другое, но это, по его мнению, маловероятно. Нарушение этого принципа, считает глава РАО, возможно в региональных энергокомпаниях. Следовательно, анализирует это высказывание г-н Трегубенко, по-прежнему непонятно, как будут разделяться «дочки» РАО: «То есть опять негатив». Да и вообще, считает аналитик, «важен не принцип, а детали -- в них обычно скрываются истинные намерения».
Пятый и шестой этапы -- курс на поддержание ликвидности акций в ходе реформ и после них, а также приоритет улучшения финансовых и оперативных результатов (именно на это, посетовал г-н Чубайс, почему-то мало кто обращает внимание в последнее время).
И, наконец, седьмой «шажок» -- намерение менеджмента пересмотреть дивидендную политику и увеличить выплаты. «Опять Чубайс не назвал цифр, -- замечает г-н Трегубенко, -- акционеры опять не знают, что они получат на свои акции».
Российский фондовый рынок резко отреагировал на выступление Анатолия Чубайса. Весь вчерашний день котировки РАО росли (по итогам торгов в РТС рост составил 8,64%). Многие аналитики поменяли свои рекомендации с «продавать» на «покупать». Однако г-н Трегубенко считает, что «в долгосрочной перспективе все равно неясно, сколько будут стоить активы, на сколько компаний и каким образом распадутся нынешние предприятия энергохолдинга». Иными словами, говорит он, «выступление Чубайса -- это массаж умирающему гиганту, просто РАО сейчас не нужны конфликты», и менеджеры перед рассмотрением в Госдуме пакета законопроектов по реформе энергетики и после критики г-на Илларионова хотят всем понравиться. «Никаких принципиальных новостей, -- сказал газете «Время новостей» Вадим Клейнер из Hermitage Capital Management, -- кроме того, что РАО хочет на время успокоить рынок».
Впрочем, все согласны с тем, что выступление г-на Чубайса -- это не «откат» к началу реформ. Все поддерживают мнение о том, что сейчас, как выразился глава РАО, «последний шанс для тех, кто хочет заблокировать реформу», так что необходимо выработать четкие и ясные шаги, касающиеся стратегии развития.