|
|
N°177, 26 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не все еще отмыто
Россию могут оставить в черном списке FATF
В октябре Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (Financial Action Task Force, FATF) по итогам работы комиссии экспертов, находящихся сейчас в нашей стране, будет решать вопрос об исключении России из списка стран, не борющихся с отмыванием денег. И потому, сочтут ли здесь Россию исправившейся или нет, можно будет судить об отношении Запада к России в целом. Дело в том, что у FATF есть формальные основания для прямо противоположных решений.
С одной стороны, как заверяет глава комитета по финансовому мониторингу (КФМ) России Виктор Зубков, Россия выполнила все требования FATF, необходимые для исключения из черного списка. "Я думаю, что шансы очень большие, потому что сама организация (FATF. -- Ред.) признает, что в России за последний год произошел большой прогресс в этой сфере», -- заявил г-н Зубков вчера в Санкт-Петербурге.
То, что должно быть именно так, считает и заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Николай Брусникин. «Базовые требования FATF, связанные с возможность или невозможностью исключения из черного списка, выполнены», -- заявил он корреспонденту газеты «Время новостей».
Однако, с другой стороны, FATF, принимая решения, может исходить из того, что до сих пор не до конца сформирована даже законодательная база борьбы с отмыванием преступно нажитых средств, не говоря уже о ее эффективном использовании. Только в ближайшую пятницу, 27 сентября, Госдума предполагает принять (не исключено, что сразу во втором и третьем чтениях) поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов и доходов сомнительного происхождения. Например, станет возможным блокирование счетов на 48 часов, отказ в открытии счета и т.д. Кроме того, именно эти поправки позволят активно бороться с финансированием терроризма, на чем после 11 сентября особо настаивают иностранные финансовые разведчики. Сейчас же закон, что подтвердил и сам г-н Брусникин, «не дает реальных прав для борьбы, и поэтому ему больше подошло бы название «О сборе информации».
Однако похожая на нашу ситуация имеет место и в некоторых других странах. Например, из списка были исключены Венгрия и Израиль, хотя многие эксперты, в том числе зарубежные, говорят, что там не все в порядке. «Очень многие, в том числе и российские, нечистые на руку предприниматели до сих пор используют Венгрию для отмывания», -- сказал г-н Брусникин.
Так что если FATF не примет положительного для России решения, то это будет означать, что в Париже просто решили не замечать наших усилий по борьбе с отмыванием. «А если эти усилия не будут замечены, то отношение к FATF многих стран, в том числе и развитых, и России может стать более прохладным», -- считает г-н Брусникин.
Но это вопрос политический. Пока же можно сказать, что формально FATF имеет полное право оставить Россию в своих черных списках. В одном из банков, которые члены экспертной комиссии FATF посетили, уже засомневались в том, что Россия будет исключена из черного списка в октябре.
Возможность исключения России из «черного списка» FATF существует, но вряд ли это произойдет в этом году. Основное препятствие в том, что некоторые подходы, применяемые в России и западных странах, различаются. В силу этого иногда складывается впечатление, что предпринимаемых мер по противодействию легализации недостаточно, хотя в российских условиях они оказываются вполне адекватными. Помимо этого у России слишком невелик опыт применения законодательства в области противодействия отмыванию преступных доходов. По большому счету не налажена обратная связь между КФМ и коммерческими банками, нет общих информационных баз данных. Более того, банки не могут отказывать в открытии счетов подозрительным компаниям, как, например, на Западе. При этом российская практика в некоторых случаях оказывается даже жестче зарубежной. Я думаю, что вопрос исключения России из «черного списка» -- дело времени и согласования взаимных позиций.
Александр ЖЕЛЕЗНЯК, председатель правления Пробизнесбанка, сопредседатель комитета по безопасности АРБ
Михаил ВОРОБЬЕВ